Тосненские мосты, переправы, плотина и водопад

Ни кто не знает сколько было мостов в Саблино.

Был Синий мост, был Красный мост.

Была плотина, стал водопад...

Все было...

Самый старый мост через реку Тосну в Саблино это конечно Графский мост. Вернее не Графский мост, а мост который был построен через Тосну в этом месте. Графским он стал позже. Когда его построили, мы врятли узнаем. Мост существовал на этом месте еще в XIX веке, а может и в XVIII. Он неоднократно перестраивался. Иногда менял место, перемещаясь по реке то чуть выше, то чуть ниже. Менял он и названия. Одно время он назывался "Синим". Возможно из-за цвета в который был выкрашен. Потом его прозвали Графским, а в советское время пытались назвать Советским, но насколько я помню так его ни кто не величал, все говорили по старому - "Графский мост".  

Граф Алексей Константинович Толстой приглашая к себе в гости в Пустыньку Ивана Сергеевича Тургеньева в 1862 году честно писал, что его ждет "...опасный мост, прочный мост, брод...". Каким же был этот опасный мост мы никогда не узнаем. Те кто его мог видеть давно умерли, а для ныне живущих это почти неразрешимая загадка.

Был на этом месте мост построенный немцами во время войны, но его сожгли при освобождении Саблино. 

На данный момент самой старой фотографией Графского моста является фото сделанное после войны. На ней запечатлено его восстановление. У одной старожилки правда сохранилась фотография довоенного, высокого, с решетчатыми перилами, моста, но она не дает ее на вынос, надо перефотографировать. 

Мост восстановили, и он долгие годы служил людям. Следы от него отчетливо просматриваются на берегах в виде насыпей, а раньше, в низкую воду, были видны остатки свай.

 

В шестидесятых годах деревянный мост сменили на каменный. Его построили ниже по течению от старого, таким образом, что старая дорога на правом берегу стала напрямую попадать на него. На левом же берегу поначалу пользовались старой дорогой, но новый спуск проложенный над пещерой "Левобережной", уже начали строить.

На этой фотографии хорошо виден левобережный спуск к Графскому мосту. По началу, после строительства, "Пьяная горка" была оставлена (на фото слева от дороги), но потом водители стали жаловаться, что из-за нее не виден крутой вираж со спуском на мост. Пригнали экскаватор...

Я помню как он стоял у насыпи и железными челюстями грыз известняк у ее подножия. Правда часть "горки" уже была срыта - ее пустили на насыпь. 

Хоть новый мост и стал каменным, но проезд по нему все же был не вполне безопасен. Крутая, с поворотом, левая горка и еще более крутая правая вызывали вполне уместное уважение к мосту. Машины, а тем более автобусы разгонялись используя мощность двигателя и крутой уклон как можно быстрее. И это было не лихачество. Тяжело груженый грузовик или набитый людьми автобус с трудом взбирался на противоположный берег. Приходилось запасаться инерцией, чтоб как можно дальше с ее помощью подняться в гору. Дорога и мост были узкими, не в пример нынешним и совершенно жуткое было зрелище когда на мосту встречались два автобуса. Между ними оставался зазор в несколько десятков сантиметров.  

И вот в начале 90-х мост закрыли на реконструкцию. Сменили пролеты, подняли устои, отсыпали новые, более широкие и пологие насыпи.

Хоть Графский мост и самый старый, но он выжил, а другой мост, в Гертово, возник каменной махиной, покрасовался менее 50 лет, и исчез, оставив свои обломки на берегах и в русле реки.

Своим рождением этот мост обязан Николаевской железной дороге.

Когда в конце XIX века была начата реконструкция железной дороги связывающей Санкт-Петербург с Москвой, то потребовалось огромное количество балласта. Балласт в железнодорожном понимании это то, из чего делают насыпи под полотно, то, на что кладут шпалы. Ближайшим источником балласта в этом районе оказались ледниковые камы в окрестностях нынешних поселков Шапки и Кирсино. Кстати тупиковое ответвление железной дороги в Тосно, ведущее на Шапки, тоже обязано своим рождением карьерам, но его построили позже - в 20-х годах.

Мост строили из местного строительного материала - из бутовой плиты. Брали ее тут же, на берегах. Около нынешнего Гертова до сих пор видны следы заросших карьеров-каменоломен. После постройки мост назвали Красным мостом, очевидно используя старое русское значение этого слова - Красный значит красивый.

В поселке, трасса железнодорожной ветки прошла от ст. Саблино, по нынешней Песочной улице до Тосны. Здесь она перебиралась по мосту на другой берег, и шла через леса и болота к деревне Кирсино, к Ивановским горам. Название же она получила - "Тыринская балластная ветка", хотя много позже ее стали называть просто Кирсинской.

Кроме моста, для нужд картонной фабрики Эггерса построили плотину. На фотографии помещенной выше она видна под мостом.

 Подпруженная река устремлялась в обводной канал на правом берегу. Протиснувшись через него она падала на турбину фабрики и сделав свою работу вырывалась на простор по сливному каналу уже ниже Гертово. В засушливое лето вся вода перехватывалась плотиной и направлялась в канал. Русло реки на протяжении почти километра становилось сухим.

Красный мост, как железнодорожный, просуществовал недолго. Построенная в 1918 году Мгинская ветка перерезала Тыринскую. Начиналась она от Гатчино, но имелся отвод и от ст. Саблино. Для нее был специально построен новый мост, примерно на километр выше по течению от старого.

Тыринская ветка стала начинаться от крохотного полустанка Пустынька (не путать с одноименной деревней) на правом берегу Тосны. Неиспользуемую часть ветки разобрали и мост стал просто связывать два берега. Он стоял в очень удобном месте. Им пользовались как жители деревень Большое и Малое Гертово, так и жители деревни Пустыньки! Он не только сокращал путь к ст. Саблино но и недалеко от него был вокзал конки, а кроме того в Гертово была школа и филиал Саблинской пожарной дружины.

С Гертовским мостом связаны и трагические страницы. 8 мая 1911 года небывалой силы паводок прорвал плотину и повредил устои моста. Одна опора подмытая водой рухнула вместе с настилом. Погибло восемь человек. Среди погибших было пять гертовских крестьян гнавших лес по Тосне и управляющий картонным заводом, германский подданный Генрих Борхгорн. 

Как рассказывали очевидцы, плотину прорывало и раньше, а казенный мост лишившись звания "железнодорожный" перестал осматриваться и ремонтироваться. В итоге его строения стали ветшать и разрушаться. Судьба же плотины вообще до конца не выяснена.

Бытовала версия, что плотину уничтожили во время войны вместе с мостом, но это неверно. Плотина исчезла раньше, еще до войны. На этой, довоенной, фотографии видны еще целые опоры моста, крыши домов сожженной фашистами деревни Большое Гертово и невысокий Тосненский водопад, а вот плотины нет!

После революции фабрику, для которой была построена плотина, национализировали, а ее турбину стали использовать в качестве местной электростанции. Потом плотину, скорее всего, просто прорвал очередной паводок и ее в период всеобщей разрухи не стали восстанавливать. Хотя может быть, что ее разобрали, чтоб не мешала лесосплаву. Как бы там ни было, но перед войной плотины уже не было. Об этом же свидетельствует Саблинская старожилка - Синякова Е. Е. Она до войны жила в д. Пустынька и бегала девчонкой по Гертовскому мосту из дома в школу и обратно. 

Дальнейшую судьбу моста решила война. Его разбомбили. Деревню Большое Гертово на правом берегу сожгли, Пустыньку тоже. Мост стал не нужен, да и не до него тогда было. Вот и лежали в реке огромные глыбы - останки Красного моста, про который говорили - мост-гигант.

Одна из опор правда уцелела и некоторое время возвышалась над водой как каменный памятник былому величию моста.

Туристы, дачники и отдыхающие в Саблинском доме отдыха любили использовать эту опору для фотографирования на память.

Затем макушка от нее рухнула, а все остальное доделала река вместе с человеком - часть смыла вода, а остальное разобрали на бут местные жители. 

 

Тосненский водопад образовался примерно 11 тысяч лет назад, когда Иольдиевое море отступило от своего берега - Балтийско-Ладожского глинта. Воды реки, низвергаясь с крутого обрыва стали разрушать его и водопад начал свое путешествие вверх по течению. За время своего существования он прошел 7,5 км. и сейчас находится там где мы привыкли его видеть (Н. А. Натальин, 2001).

Дойдя до устья Саблинки водопад разделился и каждая часть стала самостоятельно путешествовать по свой реке. Речка Саблинка меньше, воды немного и поэтому ее водопад не забрался так высоко как на Тосне. Были и еще водопады - на Крапивке, на Банном (Емелькином) ручье. Они как и на Саблинке образовывались когда Тосненский водопад доходил до них. Эти ручьи когда то тоже были полноводными. Достаточно взглянуть на их каньоны и понять, что они хоть и меньше Саблинского, но все-таки внушительные.

В дальнейшем ручьи завалили свою русло обломками известняка, а сил, чтобы их смыть у них не было. 

Построенные в конце XIX века мост и плотина почти на 50 лет исказили картину природного существования водопада. Люди стали забывать о нем. В одной из книжек тех лет даже попалось упоминание о том, что на Тосне нет водопада - он превратился в растянутый порог. (Г. Г. Шенберг, 1912). 

Потом исчезла плотина, а в 1943 году фашисты взорвали мост. Тосненский водопад постепенно стряхнул с себя остатки человеческого вмешательства и вновь продолжил свой тысячелетний путь.

   

 

На этой фотографии показан Тосненский водопад в 80-х годах XX века. На ней уже хорошо видно насколько водопад подвинулся вверх по течению по сравнению с 50-ми годами (две фото выше). На этих же фотографиях можно увидеть как водопад не только уходит вверх по течению, но и изменяет свою высоту. Виновником этого процесса являются обломки разрушаемого водой известняка, которые то создают "дамбу" за водобойной чашей, понижая видимую высоту водопада, то смываются мощным паводком, в результате чего уровень воды в чаше падает, а водопад вырастает. 

Другие переправы через р. Тосну

Этот железнодорожный мост был построен в начале XX века для Мгинской ветки. Именно он заменил собой Гертовский(Красный) мост.

Во время войны мост был разрушен, и о его облике судить можно только по этой старой фотографии.

Сейчас на этом месте стоит мост построенный после войны. Он другой конструкции, без высоких, арочных, ферм. 

Еще одной исторический, и ныне не существующей, переправой можно считать деревянные мостки устанавливаемые каждый год на Тосне после весеннего паводка и убираемые перед ледоставом. Их устанавливали в двух местах - у д. Пустынька (именно они показаны на фотографии) и в Гертово. Первые мостки связывали деревню Пустынька с Шлиссерскими дачами, от которых шла прямая дорога на ст. Саблино (ныне ул. Калинина), вторые служили для сообщения между поселком и картонной фабрикой, в последствии гончарной мастерской.

Мостки ставили долго, примерно до начала 60-х годов XX века. 

Последней переправой через р. Тосну в районе Саблино можно считать мост от бывшей окружной военной дороги - бетонки. Он самый молодой и в прежние времена наименее известный. 

Вот и закончен краткий обзор переправ, плотины и водопада существовавших и существующих на реке Тосне в районе поселка Ульяновка(Саблино).

Тот кто не раз ходил вверх или вниз по реке знает как не хватает для пешехода разрушенного Гертовского моста, да и деревянные мостки тоже значительно сокращали бы путь. Но теперь век высоких скоростей, а для автомобилиста объехать пятикилометровый крюк не составляет большого труда, а вот нам - краеведам иной раз приходится шлепать этот крюк на своих двоих.

Хорошо летом. Закатал штаны и переходи Тосну практически в любом месте. Летом, в засуху, можно даже умудрится перепрыгать речку по камням не замочив, таким образом, ног.

Другое дело осень. Вода холодная и ее больше чем летом. На улице тоже зябко и идти босиком вброд нет никакого желания.

Зимой дело тоже обстоит неважно. Зимы стали мягкие, теплые. Иной раз на реке намерзает такой тонкий лед, что и ступить на него страшно не говоря уже о том, чтоб переходить по нему на другой берег.

Весной же попытка перейти вброд Тосну вообще равна самоубийству. Мощный поток собьет с ног кого угодно. Собьет, закрутит, приложит пару раз об дно и подводные камни и вам уже будет некуда торопится. Да и глубина и ширина в это время года вырастает значительно, так, что переходить ее вброд просто нереально.

А дело все в том, что теперь разрыв между двумя ближайшими - Графским и железнодорожным - мостами составляет около пяти километров.

 

Малахов Сергей

(Мазай)

04.03.2002 г.