Померанье возникло в конце 18-го века, как немецкая колония в Новгородской
губернии В ней преобладали выходцы из немецкой земли Померания и в честь
своей родины они назвали свое село Померанией.
"Не смотря на Прусский
Славянизм, Померанье ни сколько не оправдывает древности своего названия,
далека от Померании на Балтийском море, в 1762 году подарившей
Прибалтийския Губернии картофелем, есть станция довольно новая и одна из
самых роскошных: ибо между Новгородом и Петербургом она единственная для
гастронома, и славится вафлями. Помераньевская гостинница, с незапамятных
времен, в величайшей исправности содержится Лизаветою Ивановною (как
называют ее ямщики и кондукторы, а мы прибавим) Г-жею Гендрихсен, и носит
на себе вкус и отпечаток Немецкой аккуратности. Ежели ваше любопытство
велико, то загляните на внутренния принадлежности гостинницы: кухня -
щеголяет поваренным искусством, комнаты и буфет опрятны, мебель проста, но
спокойна; полы и стены наблюдены в достаточной чистоте. Теперь не угодно
ли посмотреть на отдельныя части внешности и полюбоваться на Немецкую
штуку, какой «не хитрому уму и в век не выдумать». С улицы гостинница
здешняя осенена древесною зеленью и цветами и окружена решеткою; в
полисадниках мостики, беседки, прудочки; дорожки усыпаны песком; чисто
выметенный двор покажет вам новую декорацию: это дрова или нет, мы
ошиблись, это не просто дрова, а дрова с вариациями: ими, т. е. дровами,
вместо забора, обнесены задний садик, огороды, дворики и разнаго рода
чуланчики для хозяйственных принадлежностей - все так мило, так искусно,
на Немецкий манер, и приготовляет вас к уверенности, что вы в преддверии
иностраннаго города - Петербурга...."
Так расхваливали почтовую станцию Померанье в
середине XIX века, а основана она была в 1796
году вместо яма в Любани.
Ямские станции, помещения для приезжих и ямщиков
строились из дерева, значительно позже - из камня. Станцию в Померанье предполагалось первоначально строить по типовому проекту
Дмитриева. В 1804 году им был разработан неосуществленный проект "Каменных
путевых дворцов". В значительно измененном виде упрощенный каменный дом с
флигелем сооружался архитектором Л. И. Руска в 1811 году. Дом имел четыре
окна по фасаду и по три с боковых сторон. Два примыкавших к дому флигеля,
тоже из камня, придавали довольно внушительный вид станции. В центральном
доме помещался смотритель, курьеры и гостиница для проезжающих, В левом
флигеле размещались ямщики, в правом (так называемой "людской") -
почтальоны и кухня.
После 1851 года, после
прокладки Николаевской ж.д., роль почтовой станции Померанье совершенно
упала, ей на смену пришла железнодорожная станция того же названия. В
путеводителе начала XX века ей отводилось всего
несколько строк:
"На 84-й
версте расположена станция «Померанье» в лесной и болотистой местности.
В полуверсте
от станции находится имение купца Рыжкина, доставляющее на станцию дрова и
лесной материал. Кроме того, в окрестностях станции заведено несколько
молочных ферм, которыя отправляют в Петербург ежедневно до 50 пудов
молока.
В 14 верстах
от станции имеется керамиковый и гончарный завод Комарова с годовым
оборотом в 71 тыс. рублей при 150 рабочих".
На довоенных картах и в списках храмов упоминается Ильинская церковь в
Померанье. Однако следов ее найти не удалось (хотя может плохо искал). Из
сохранившихся же достопримечательностей можно назвать упоминаемое выше здание помераньевской почтовой станции. Однако оно сильно модифицировано
различными дополнениями - бетонными заборами, трубами, пристройками и
стоящим ровно по середине фасада шашлычным ларьком. Требуется большое
воображение, чтобы представить как выглядела же эта станция во времена
описанные в путеводителе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Путеводитель от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно.
1847 г.
2. Иллюстрированный путеводитель по Николаевской ж. д. 1914
г.
|