ЗЕЛЕНЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

От станции Волховстрой можно за полчаса добраться до бывшего Зеленецкого монастыря — одного из древнейших средневековых комплексов на территории Ленинградской области. Зеленецкая обитель не снискала себе известности таких проелавленных монастырей, как Кирилло-Белозерский или Соловецкий. В ее истории нет особенно ярких страниц, так же как в архитектурном ансамбле, пожалуй, нет зданий выдающихся по своей художественной значимости, тем более шедевров. Это сравнительно небольшой монастырский комплекс, затерянный в бескрайних низинах Приладожья. Скромная природа этих мест вряд ли очарует глаз человека, привыкшего находить в местоположении древнерусского монастыря своеобразное откровение. Основатель монастыря Мартирий, в миру Мина, искал место «благое и немятежное», то есть подходящее для монашеского подвижничества, и обрел его здесь, среди расступившихся лесов и болот на обширной возвышенной поляне — «Зеленом острове», по которой обитель и получила название Зеленецкой. Это произошло во второй половине 60-х годов XVI века, между 1565—1570 годами. Основание монастыря не преследовало какой-либо крупной цели идеологического или военного характера. Тем не менее свою позитивную роль в освоении этого обширного и малонаселенного района монастырь, несомненно, сыграл, особенно в пору своего расцвета во второй половине XVII века при игумене Корнилии. Именно к этому времени относится обширное каменное строительство, определившее облик монастырского ансамбля.

Первые постройки, возведенные при Мартирий, были деревянными. Однако как раз они и наметили будущую планировку каменного комплекса. При Мартирий были возведены настоятельская келья с часовней, братские кельи, Троицкий собор. В дальнейшем при участии известного новгородского строителя Федора Сыркова была поставлена деревянная церковь Благовещения и трапезная при ней. В писцовой книге 1583 года говорится, что в Михайловском погосте «...на Ладожском пороге монастырь убогая пустыня Зеленая, на острову...». В начале XVII века в монастыре появляется каменная церковь во имя Богоматери Одигитрии с приделом, посвященным Иоанну Златоусту. Смутное время оставило в Зеленецком монастыре свой опустошительный след: шведы в 1612—1613 годах сожгли все деревянные постройки. В писцовой книге Обонежской пятины 1620 года значится: «В Михайловском погосте на Волхове монастырь, убогая новая пустыня Зеленая, на острову, а в ней церковь Живоначальная Троица, деревянная, да церковь Одигитрия каменная, ...стоит без пения, ...да место церковное Благовещения Пресвятой Богородицы, сожгли немецкие люди». В 1674 году бывший игумен Зеленецкого монастыря Корнилий занял митрополичью кафедру в Новгороде. С этого времени начинается расцвет строительства в Зеленце. В 1684 году здесь был сооружен каменный главный храм монастыря — собор во имя св. Троицы. Здание датируется по надписи на западном портале. Даже не очень сведущий в архитектуре человек при взгляде на Троицкий собор без труда заметит, что здание сильно искажено поздними наслоениями. Характер искажений, внесенных в его внешний и внутренний облик, выявлен в ходе недавнего историко-архитектурного исследования, проведенного Б. В. Кондратьевой. Так полностью утрачено крыльцо с западной Стороны собора, основательно переделана паперть с западной в северной сторон, растесаны окна, кровля из живописной многофронтонной превратилась в заурядную четырехскатную. Луковичные главы с перехватом   также   позднего   происхождения.   Переделки XVIIIXIX веков тем не менее не затронули основы архитектурного   организма.   Благодаря   проекту   реконструкция в настоящее время мы можем представить себе первоначальный (то есть конца XVII века) облик здания. В своих основных частях оно сохранилось сравнительно неплохо. Перед нами традиционный тип древнерусской постройки, который сопутствовал истории отечественной архитектуры с первых лет ее существования. Это четырехстолпный крестовокупольный храм, пришедший на Русь на Византин в конце X века и сделавшийся к концу XVII века олицетворением старины в глазах ее ревнителей и явным анахронизмом с точки зрения архитектурного развития. А ведь именно в это время столица Московского государства и ее главные города с невиданным ранее размахом украшались зданиями необыкновенного своеобразия. В горниле архитектурного творчества смело перерабатывались старые образцы, причудливо переплетались стародавние и западноевропейские формы, зодчие с энтузиазмом разрабатывали новые типы зданий, дерзко экспериментировали с конструктивными приемами. Впервые попытку приостановить строительство храмов, слишком уклонявшихся от византийских и отечественных древних образцов, предпринял патриарх Никон в середине XVII века. Так в практику древнерусского зодчества возвратился самый  древний тип  пятиглавого  храма. Митрополит Корнилии принадлежал к числу приверженцев старых правил в архитектуре. Это совершенно очевидно на примере зданий Зеленецкого монастыря. Троицкий собор явно тяготеет к древней традиции. Причем похоже, что в его архитектурном облике сказалось влияние новгородского зодчества XVI века. Храм поставлен на довольно высокий подклет. Его фасады расчленены вертикальными лопатками, которые в основном соответствуют структуре внутреннего пространства, то есть находятся на осях столбов. Куб здания увенчан пятиглавием спокойных пропорций. Центральный барабан прорезан окнами, четыре боковых являются глухими. После присоединения к Москве Новгород довольно быстро (в отличие от Пскова) поддался архитектурному влиянию столицы. Пятиглавие, галереи, декор — компоненты московского происхождения — вошли в органическое соединение с местными формами. К их числу можно отнести и наличники из фигурного кирпича на апсидах и северной стене, килевидные арки в завершении фасадов, керамический убор фасадов, перспективные порталы. Наряду с местными и московскими мотивами декора мастера использовали и древний прием украшения стены бегунцом и поребриком (на апсиде храма).