ЗЕЛЕНЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

От станции Волховстрой можно за полчаса добраться до бывшего Зеленецкого монастыря — одного из древнейших средневековых комплексов на территории Ленинградской области. Зеленецкая обитель не снискала себе известности таких проелавленных монастырей, как Кирилло-Белозерский или Соловецкий. В ее истории нет особенно ярких страниц, так же как в архитектурном ансамбле, пожалуй, нет зданий выдающихся по своей художественной значимости, тем более шедевров. Это сравнительно небольшой монастырский комплекс, затерянный в бескрайних низинах Приладожья. Скромная природа этих мест вряд ли очарует глаз человека, привыкшего находить в местоположении древнерусского монастыря своеобразное откровение. Основатель монастыря Мартирий, в миру Мина, искал место «благое и немятежное», то есть подходящее для монашеского подвижничества, и обрел его здесь, среди расступившихся лесов и болот на обширной возвышенной поляне — «Зеленом острове», по которой обитель и получила название Зеленецкой. Это произошло во второй половине 60-х годов XVI века, между 1565—1570 годами. Основание монастыря не преследовало какой-либо крупной цели идеологического или военного характера. Тем не менее свою позитивную роль в освоении этого обширного и малонаселенного района монастырь, несомненно, сыграл, особенно в пору своего расцвета во второй половине XVII века при игумене Корнилии. Именно к этому времени относится обширное каменное строительство, определившее облик монастырского ансамбля.

Первые постройки, возведенные при Мартирий, были деревянными. Однако как раз они и наметили будущую планировку каменного комплекса. При Мартирий были возведены настоятельская келья с часовней, братские кельи, Троицкий собор. В дальнейшем при участии известного новгородского строителя Федора Сыркова была поставлена деревянная церковь Благовещения и трапезная при ней. В писцовой книге 1583 года говорится, что в Михайловском погосте «...на Ладожском пороге монастырь убогая пустыня Зеленая, на острову...». В начале XVII века в монастыре появляется каменная церковь во имя Богоматери Одигитрии с приделом, посвященным Иоанну Златоусту. Смутное время оставило в Зеленецком монастыре свой опустошительный след: шведы в 1612—1613 годах сожгли все деревянные постройки. В писцовой книге Обонежской пятины 1620 года значится: «В Михайловском погосте на Волхове монастырь, убогая новая пустыня Зеленая, на острову, а в ней церковь Живоначальная Троица, деревянная, да церковь Одигитрия каменная, ...стоит без пения, ...да место церковное Благовещения Пресвятой Богородицы, сожгли немецкие люди». В 1674 году бывший игумен Зеленецкого монастыря Корнилий занял митрополичью кафедру в Новгороде. С этого времени начинается расцвет строительства в Зеленце. В 1684 году здесь был сооружен каменный главный храм монастыря — собор во имя св. Троицы. Здание датируется по надписи на западном портале. Даже не очень сведущий в архитектуре человек при взгляде на Троицкий собор без труда заметит, что здание сильно искажено поздними наслоениями. Характер искажений, внесенных в его внешний и внутренний облик, выявлен в ходе недавнего историко-архитектурного исследования, проведенного Б. В. Кондратьевой. Так полностью утрачено крыльцо с западной Стороны собора, основательно переделана паперть с западной в северной сторон, растесаны окна, кровля из живописной многофронтонной превратилась в заурядную четырехскатную. Луковичные главы с перехватом   также   позднего   происхождения.   Переделки XVIIIXIX веков тем не менее не затронули основы архитектурного   организма.   Благодаря   проекту   реконструкция в настоящее время мы можем представить себе первоначальный (то есть конца XVII века) облик здания. В своих основных частях оно сохранилось сравнительно неплохо. Перед нами традиционный тип древнерусской постройки, который сопутствовал истории отечественной архитектуры с первых лет ее существования. Это четырехстолпный крестовокупольный храм, пришедший на Русь на Византин в конце X века и сделавшийся к концу XVII века олицетворением старины в глазах ее ревнителей и явным анахронизмом с точки зрения архитектурного развития. А ведь именно в это время столица Московского государства и ее главные города с невиданным ранее размахом украшались зданиями необыкновенного своеобразия. В горниле архитектурного творчества смело перерабатывались старые образцы, причудливо переплетались стародавние и западноевропейские формы, зодчие с энтузиазмом разрабатывали новые типы зданий, дерзко экспериментировали с конструктивными приемами. Впервые попытку приостановить строительство храмов, слишком уклонявшихся от византийских и отечественных древних образцов, предпринял патриарх Никон в середине XVII века. Так в практику древнерусского зодчества возвратился самый  древний тип  пятиглавого  храма. Митрополит Корнилии принадлежал к числу приверженцев старых правил в архитектуре. Это совершенно очевидно на примере зданий Зеленецкого монастыря. Троицкий собор явно тяготеет к древней традиции. Причем похоже, что в его архитектурном облике сказалось влияние новгородского зодчества XVI века. Храм поставлен на довольно высокий подклет. Его фасады расчленены вертикальными лопатками, которые в основном соответствуют структуре внутреннего пространства, то есть находятся на осях столбов. Куб здания увенчан пятиглавием спокойных пропорций. Центральный барабан прорезан окнами, четыре боковых являются глухими. После присоединения к Москве Новгород довольно быстро (в отличие от Пскова) поддался архитектурному влиянию столицы. Пятиглавие, галереи, декор — компоненты московского происхождения — вошли в органическое соединение с местными формами. К их числу можно отнести и наличники из фигурного кирпича на апсидах и северной стене, килевидные арки в завершении фасадов, керамический убор фасадов, перспективные порталы. Наряду с местными и московскими мотивами декора мастера использовали и древний прием украшения стены бегунцом и поребриком (на апсиде храма).

К северу от Троицкого собора находится двухэтажная Благовещенская церковь с трапезной, заложенная в 1680 году. Архаизм архитектурной композиции отчетливо прослеживается и здесь. Схема построения здания — церковь, трапезный зал, хозяйственные подсобные помещения. Церковь занимает по площади сравнительно с трапезным залом незначительное место. Это квадратное в плане бесстолпное сооружение, перекрытое сомкнутым сводом и увенчанное небольшой граненой главкой на барабане, прорезанном окнами. С востока во всю ширину церкви примыкает единственная апсида. Обширный трапезный зал с одним столбом в центре перекрыт довольно сложной системой сводов с распалубками над окнами. С запада к трапезной присоединены келарская и паперть. Фасады Благовещенской церкви в отличие от Троицкого собора предельно просты — апсида, кубический массив церкви, трапезная лишена каких-либо членений, кроме декоративных лент бегунца и поребрика под карнизом. Разнообразят суровую гладь стен лишь изразцы на южном и западном фасадах.

К юго-западу от Троицкого собора в те же 1680-е годы была поставлена колокольня, сохранившаяся до наших дней. Это монументальное сооружение, близкое по формам и основной композиционной идее многим постройкам такого типа XVIXVII веков. Зеленецкая колокольня своеобразна: восьмигранный столп не имеет часто встречающегося в строениях такого рода четверика. Горизонтальные уступы делят фасад колокольни на три яруса, Нижний выполняет роль основания, его стены лишены декора. Второй ярус украшают двухступенчатые ниши с килевидным завершением. Нижняя часть верхнего яруса также изукрашена неглубокими нишками с килевидным завершением. Выше, у основания арочных проемов звона, пояс небольших прямоугольных ниш двухступенчатого профиля. Первоначально колокольня завершалась шатром, верх которого украшала маленькая главка. Современная форма верха относится, как полагает Е. В. Кондратьева, к началу XIX века. Ансамбль Зеленецкого монастыря сохранил и светские постройки жилого и хозяйственного назначения: братские кельи, поварни, погреба. Все они, за исключением настоятельного корпуса над святыми воротами в западной стене монастыря, построены в конце XVII века. Эти здания, расположенные у монастырской ограды, хорошо сохранились, хотя их внешний облик основательно пострадал в новое время. Монастырская ограда также построена при Корнилии. На территорию монастыря в древности вели «трои ворот», из которых лишь северные в наше время могут дать представление о первоначальных формах. Ворота имели два проема — для пешеходов и для въезда конных, над проемами находилась кладовая. Комплекс представляет особый интерес уже тем, что составляет единовременный ансамбль, созданный по одному замыслу, что обусловило его стилистическую целостность и планировочную целесообразность. В постройках Зеленецкого монастыря мы находим выражение пусть не магистрального, но вместе с тем весьма важного для понимания архитектуры конца XVII века направления, которое ориентировалось, в основном, на прошлое московско-новгородское художественное наследие, хотя в области декора и не оставалось чуждым современным архитектурным исканиям.

 

В. А. Булкин

О. В. Овсянников

Отрывок из книги

"По Неве и Волхову"

 

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ансамбль Зеленецкого монастыря

ФОТОГРАФИИ

 На подъезде к Зеленецкому монастырю.

 Въездные ворота в монастырь (Святые врата). 

 Вид через ворота на территорию монастыря.

 Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. 1565 - 1570 гг., перестроена в 1683 г.

 Вид на Благовещенскую церковь и Северный келейный корпус.

 Благовещенская церковь, Троицкий собор и колокольня. Вид с северо-запада.

 Собор Пресвятой Троицы. 1684 г. С 1993 г. находится в стадии реставрации.

 Благовещенская церковь, Троицкий собор и колокольня. Вид с запада.

 Звонница возле колокольни.

 Западный келейный корпус (1680-е гг.).

 Восточный келейный корпус (1680-е гг.).

 Южный келейный корпус (1680-е гг.).

 Северо-восточная угловая башня. 1811 - 1834 гг. Вид изнутри ограды.

 Общий вид монастырского ансамбля с юго-запада.

 Вид на монастырь с юга.

 Деревянная часовня у южной стены монастыря.

 Болото Зеленецкие Мхи простирается на юг почти на 40 км.

 Болото Зеленецкие Мхи простирается на юг почти на 40 км.

 Болото Зеленецкие Мхи. Вид на юг.

 Болото Зеленецкие Мхи. Вид на юг.

 Болото Зеленецкие Мхи. Вид на север.

Все фотографии - Николай Воробьев

Введение Саблино Архив Главная Новости Форум Ссылки