УСАДЬБЫ ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА

 

А. Дезарно. «Вид мызы Рябовой». 1822 год.

 

Авторским коллективом [1] была изучена также территория Всеволожского района, образо-ванного на древних землях, освобожденных Петром 1 от шведов во время Северной войны. Как свидетельствуют архивные документы, здесь размещались многие родовые «гнезда» русского дворянства.

Наш рассказ об их истории и сегодняшнем дне.

...Мыза Рябова со множеством деревень принадлежала до середины XVIII века разным владельцам. Среди них - супруга видного военного инженера М. И. Мордвинова. В 1773 году Екатерина Александровна Мордвинова продала это имение, доставшееся ей в приданое от отца Александра Ульяновича Саблукова, придворному банкиру Ивану Юрьевичу Фредериксу (1723-1779 гг.) за 20000 рублей. По плану 1773 года видно, что в небольшой усадьбе на вершине холма были не только барский дом с садом, но и различные хозяйственные постройки.

При следующих владельцах - Г. И. Фредериксе и И. Э. Гертеле в имении почти ничего не изменилось, как и при А. И. Толстой, которая купила его в 1808 году. Именно в это время, в детские свои годы, в Рябове бывал декабрист и друг А. С. Пушкина И, И. Пущин.

В 1818 году хозяином имения стал один из богатейших людей России, камергер Всеволод Андреевич Всеволожский. С присущим ему размахом он всего за четыре года на месте старой создал новую усадьбу с многочисленными строениями и обширным парком. Уже в 1822 году, в свой день рождения, он устроил грандиозный праздник, длившийся три дня.

Одним   из   гостей   был П. П. Свиньин, известный журналист, оставивший подробное описание праздника и усадьбы. [2] Холмистый, пересеченный рельеф местности позволил ему сравнить Рябово с Швейцарией. Его рассказ, гравюра А. Дезарно, датированная 1822 годом, а также планы Рябова позволяют воссоздать оригинальный замысел авторов усадебного комплекса.

Его центром была вершина одного из холмов, на ровном плато которого концентрировались все строения и парк. Крутые, извилистые склоны холма, обработанные террасами, переходили в открытые пространства лугов и полей, спускались к лесным массивам и трем озерам - Круглому, Долгому и Большому.

Создание новых озер диктовалось отсутствием воды в самой усадьбе. На это сетовал и Свиньин: «...хотя место для нового дома избрано самое возвышенное, хотя с террасы оного представляются бесконечные виды на С.-Петербург и Шлиссельбург, но я бы перенес его на полверсты далее, ближе к озеру, ибо что может сравниться с бесконечной массой чистейшей воды, всегда перед глазами находящейся». Несмотря на это, устройство усадьбы на вершине холма имело и свои преимущества - возможность обзора многоплановых панорам.

Парк в усадьбе формировался из естественных насаждений и дополнялся высаженными дубами, липами, лиственницами, соснами, елями, березами, кленами и декоративным кустарником, На восточном пологом склоне холма был разбит большой фруктовый сад и выстроены современные по тому времени оранжереи.

Господские строения были невысокими. Они располагались на западном краю отрога. Одноэтажный с мезонином деревянный дом, выстроенный архитектором П. Д. Шретером, был просторен и вмещал много комнат, в том числе большой театральный зал и домовую церковь во имя Св. Всеволода - Гавриила Псковского, родоначальника всех Всеволожских. Слева от него стоял служебный флигель, а справа, в некотором отдалении, ресторан «Каламбурини». Все хозяйственные строения были вынесены за пределы парадной части и отделялись от нее широкой аллеей на восточной окраине плато.

Автором планировки вполне мог быть мастер архитектурно-планировочного и садово-паркового искусства Д. Буш. Ведь именно его пригласил В. А. Всеволожский для осмотра местности. Буш сразу увидел, что «здесь с малыми издержками можно сделать многое, между тем как в других местах с большими - малое».

Дальнейшим благоустройством усадьбы занимались дети и внуки В. А. Всеволожского.

В семидесятых годах был перестроен и расширен господский дом. «Внутри дом большой, частью новый, устроен с комфортом, от прежнего времени сохранилась только гостиная, выходящая на террасу, в сад. Красива маленькая, низенькая домашняя церковь в верхнем этаже с великолепными царскими вратами». [3] Таким увидел дом Н. Врангель в 1910 году.

В начале XX века было создано, наконец, искусственное озеро Васильевское у западного склона холма. В 1899 году Елена Васильевна, урожденная Кочубей, построила церковь Спаса Нерукотворного над склепом, где был захоронен ее муж Павел Александрович Всеволожский. В описании 1911 года из 53 строений выделены как наиболее ценные:  «господский дом-вилла старинной оригинальной постройки с домовой церковью, каменный дом служащих, лесопильный завод, водокачка, четыре фермы». Кроме того, здесь еще сохранились служебные и хозяйственные постройки.

Последние владельцы Рябова продали много земель под дачные участки и поселки у станций Всеволожская, Рябово и Мельничный ручей, из которых со временем и сформировался город Всеволожск.

Исчезли усадебный дом и флигеля, многие хозяйственные постройки. Значительно изменился облик парка из-за развития города, деятельности сельскохозяйственного техникума и завода резиново-технических изделий, расположившихся на территории усадьбы.

Постепенное исчезновение старых деревьев, беспорядочные молодые посадки, уничтожение озера Васильевского нарушили композиционные связи. Однако, несмотря на все утраты, усадьба и сегодня является памятником ландшафтного искусства и историческим местом, связанным с именами выдающихся людей: А. Н. Верстовского, А. А. Алябьева, И. А. Крылова, Ф. Н. и С. Н. Глинки, К. И. Хмельницкого, А. А. Шаховского, П. Б. Мансурова, Я. Н. Толстого. Может быть, здесь бывал и А. С. Пушкин. Ведь братья Александр и Никита Всеволодовичи Всеволожские были его душевными друзьями. Их объединял интерес к литературе и театру, общие друзья и, наконец, общество «Зеленая лампа», созданное Н. В. Всеволожским, которого поэт называл «лучшим из минутных друзей». Это тем более вероятно, что в это время А. С. Пушкин неоднократно бывал в соседнем имении Приютино у Олениных, которые обменивались визитами с Всеволожскими.

Услышав название Приютино, нетрудно понять, что эта усадьба была небольшой, приветливой, уютной, а не респектабельной и обширной, как Рябово. Ведь облик усадьбы во многом определяют вкусы, характер, образ жизни и состояние владельцев.

 

«Вид мызы Приютиной» (неиз. художник) 1820-е годы.

 

Елизавета Марковна Оленина в 1795 году купила у барона Г. И. Фредерикса 776 десятин «пустопорожней» земли. Для усадьбы расчистили равнинное место у Рябовского шоссе. Уже к 1805 году была «построена мыза Приютино между речкой Лубьей и небольшим ручьем при вновь заведенной запруде», «мыза деревянная, при ней кирпичный завод». А в 1806 году состоялся первый большой театрализованный прием в честь именин хозяйки, которые отмечались затем ежегодно 5 сентября.

Из-за отсутствия достаточных средств строительство усадьбы велось в течение двух десятилетий, но зато по единому, хорошо продуманному плану. Кирпичный завод за Лубьей обеспечивал возведение всех сооружений, и постепенно деревянные строения сменились каменными, из неоштукатуренного кирпича. К 1820-м годам было выстроено два господских дома, две оранжереи, 26 хозяйственных и служебных построек. Окончательно сформировался и разросся заложенный на берегу пруда пейзажный парк.

 

Парк в Приютино

 

Композиционным узлом парка стала широкая запруда, устроенная на ручье Смольном. Деревья и кустарники, обрамлявшие извилистую береговую линию, были сгруппированы так, что по мере движения вдоль берега взору открывались великолепные пейзажные «картины», порой весьма неожиданные. Во многом эффект эмоционального восприятия усиливался от зеркального отражения в воде различных построек и разных по силуэту и цветовой гамме декоративных кустов и деревьев.

Автором этого усадебного комплекса вполне мог быть большой друг семьи Олениных Николай Александрович Львов -  архитектор, инженер, художник и строитель. Прямых свидетельств его участия обнаружить не удалось, однако а самом принципе формирования усадьбы улавливаются особенности его почерка, его стиль. В частности, надо отдать должное поразительному мастерству, с каким было использовано для создания старинной усадьбы довольно непримечательное природное место.

Приютино, как и столичный дом Олениных, стало культурным центром для литераторов, музыкантов, скульпторов, ученых. Частыми гостями здесь бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, М. И. Глинка, А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, В. Л. Боровиковский, Н. И. Гнедич и другие.

Алексей Николаевич Оленин - разносторонне образованный человек, знаток искусств, древностей, истории и литературы, директор Публичной библиотеки и президент Академии художеств, был покровителем талантов и хлебосольным хозяином. Душой общества была его радушная жена Елизавета Марковна.

Здоровье Олениных было подорвано известием о гибели в Бородинском сражении старшего сына Николая. В честь него в приютинском саду в 1813 году был установлен скромный памятник - усеченная пирамида - с посвящением Н. И. Гнедича, старейшего друга семьи. К 1820 году построен мавзолей в виде ротонды, что подтверждает и Н. И. Гнедич:

 

Вот здесь семья берез, нависших над водами,

Меня безмолвием и миром осенит,

В тени их мавзолей под ельными ветвями,

Знакомый для души, красноречивый вид!

 

Понимая, как тяжело будет близким жить здесь после ее смерти, Елизавета Марковна завещала продать имение. Покупатель нашелся в 1840 году.

При новом владельце Фердинанде Матвеевиче Адамсе все изменилось. Благодаря статье Я. Ионсена мы узнаем о бурной хозяйственной деятельности, которую развил Адаме в Приютине. [4] В 1853 году он продал имение генерал-лейтенанту Александру Христиановичу Далеру. Ни Далер, ни последующие владельцы - титулярный советник Петр Федорович Серапин и член Государственного совета Егор Абрамович Перетц - ничего в усадьбе не изменили, пользовались ею как летней дачей.

М. А. Краузе, купивший имение в 1897 году, сохранил все усадебные постройки, образцово вел хозяйство.

Сейчас в усадьбе Приютино ведутся реставрационные работы.

Недалеко от Приютина и Рябова находится усадьба Щеглова. Деревня Малая Румполова в начале XVIII века была пожалована князю Сергею Михайловичу Голицыну, но в 1740 году ее владельцами стали братья Щегловы, прапорщики Алексей и Андрей, которые создали усадьбу и дали новое название всему имению.

Последующие владельцы, очевидно, не занимались ее реконструкцией. Это подтверждает план 1849 года, сделанный при статском советнике Романе Михайловиче Михельсоне. Отличительной особенностью этой небольшой усадьбы была веерная композиция парка, охватывающего господские строения с трех сторон. Три лучевые аллеи соединились у центра - барского дома, их связывали между собой дуговые дорожки. Такая жесткая регулярность планировки наиболее характерна для XVIII века, в XIX веке она уже смягчалась пейзажно-живописными элементами.

Более точное определение дать трудно, так как в конце XIX века было осуществлено кардинальное переустройство имения владельцами баронами Медем. Центром усадьбы стал вновь выстроенный господский дом, вокруг которого раскинулся значительно увеличенный по площади ландшафтный парк с прудами и извилистыми дорожками. Остатки старого липового сада сохранились лишь к западу от барского дома.