ЗЕМЛЯК

К 150-летию со дня рождения А. П. Боголюбова, русского живописца

 

Алексей Петрович Боголюбов родился 28 марта 1824 года в селе Померанье, что за Любанью.

Матерью его была дочь русского революционера-демократа 18 века А. Н. Радищева Ф. А. Радищева.

Еще во время учебы в морском кадетском корпусе Боголюбов обнаружил большую любовь к рисованию. В 17 лет был выпущен в звании мичмана. Плавает, бывает за границей и пишет много картин и этюдов, связанных с морем.

В 1849—1853 Боголюбов окончил Академию художеств с первой золотой медалью и был послан в трехлетнюю заграничную командировку для дальнейшего совершенствования. В это же время его назначили художником Главного морского штаба.

Этот период богат был для него путешествиями по странам и городам, знакомством с такими художниками, как Брюллов, Иванов, Коро, и другими.

После возвращения из-за границы Боголюбов устроил большую выставку картин. После нее ему было присвоено звание профессора Академии художеств и объявлена благодарность, «так как ни один из пенсионеров Академии при возвращении в Россию не привозил такого большого количества отличных этюдов и картин, доказывающих, кроме таланта, особенные труды и старание совершенствоваться».

Это трудолюбие и старание совершенствоваться являются характерными чертами всей творческой деятельности Боголюбова, которые он сохранил до самой смерти.

Затем он предпринял поездку по Волге, где написаны картина «Вид Казани в разлив» и другие.

Дальнейшим шагом вперед была картина Боголюбова «Устье Невы». Со светлой далью и силуэтами зданий города вдали, с прекрасной группой освещенных парусных судов, она была полна жизни и правды.

Приступы сердечной болезни вынудили А. П. Боголюбова жить во Франции. И снова художник объезжает все страны Западной Европы, глубоко и внимательно изучает действительность, стремится передать природу такой, какой она встает перед его глазами.

В самой природе он находит и композиционную выразительность, и гармонию красок, и настроение. Несмотря на плохое состояние здоровья, он каждое лето приезжал в Россию, много и упорно работал, стремясь передать красоту и особенность русской природы. Это — «Москва-река у Звенигорода», «Москва. Кремль», этюд «Пруд в Петровско-Разумовском» (70-е годы) — прекрасная песня о догорающем вечере, о золоте осенних листьев, отраженных в заснувшем, погружающемся в сумерки зеркальном пруде.

Почти все пейзажи Боголюбова, изображающие русскую природу, отличаются одной замечательной, особенностью: постоянным стремлением художника отражать в них большие и глубокие пространства, наполненные светом и воздухом, навеянные широтой необъятных русских просторов, величием Волги, беспредельной глубиной русских далей.

Параллельно Боголюбов создает серию картин из истории русского военно-морского флота. Моряк по профессии, Боголюбов любил и знал до тонкостей корабль и всю обстановку морской жизни, и картины его навсегда останутся драгоценными документами героического прошлого русского народа и его флота. Живописное дарование Боголюбова развернулось во всем блеске в 80—90-е годы.

Море Боголюбова, то свинцово-тяжелое, пенясь и клубясь набегающее на берег, то бурное, неугомонное, бьющееся о борт парохода, то величественное и безбрежное, в барашках волн всегда в движении, насыщает, воздух влагой и слепящим блеском брызг. Например, картина «Гангутский бой» (Центральный военно-морской музей, Ленинград).

Творческий путь Боголюбова - замечательный пример самоотверженого труда и преданности своему делу. Боголюбов был удивительно простым человеком с широкой русской душой. Всегда отзывчивый, внимательный к судьбе другого, он делал для нуждающихся все, что было в его силах. А. П. Боголюбов первый в России организовал художественный музей имени Радищева в Саратове.

Боголюбов завещал этому музею и рисовальной школе при нем все свое имущество и капитал в 200 тысяч рублей.

После его смерти школа была названа его именем.

Боголюбов создал за свою жизнь около трех тысяч картин и этюдов, множество рисунков. Он был самым крупным русским морским баталистом, прекрасно владел не только техникой масляной живописи, но и техникой акварели, литографии и офорта.

Картины А. П. Боголюбова хранятся в музеях Москвы, Ленинграда, Саратова.

 

Э. КУРОС.

заведующая абонементом Тосненской районной библиотеки

 

Газета «Ленинское знамя»

 


Введение Саблино Архив Главная Новости Форум Ссылки