Отчет об экспедиции в Макарьевскую пустынь

7 сентября 2003 г.

 

 

Исходная информация:

 

Макарьевская пустынь – это название урочища, где когда-то располагался одноименный монастырь. Он был основан в середине XVI в. преподобным Макарием Римляниным. Выходец из Рима, он перебрался в Россию и поселился в Александро-Свирском монастыре. Будучи учеником основателя монастыря Александра Свирского, он был пострижен в монашество и решил стать пустынножителем. Для этого он избрал небольшой островок посреди топкого болота на левом берегу реки Мги. Один раз к Макарию забрели заблудившиеся охотники. Он накормил их и указал выход из болота. Так люди узнали об убежище прп. Макария и стали ходить к нему за советом. Вскоре известность стала тяготить его и он решил переселиться на новое место. Он укрылся за обширным топким болотом, получившим позднее название "Макарьевского". Там, на левом берегу р. Лезны, на небольшом возвышенном месте, окруженном густым лесом, построил себе Макарий убогую келию. Но жители, проникнув в дебри, нашли его и здесь. Многие просили Макария позволить остаться им здесь навсегда. Тогда он дал согласие затворникам ставить свои келии, чем положил начало скиту. Около 1540 года братией была выстроена деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Макарий руководил монастырем еще около 10 лет, а потом перебрался на свой остров, где и скончался в самом начале второй половины XVI столетия. Он был погребен у стены Успенской церкви.

В Смутное время Макарьевская пустынь была разрушена шведами, но потом снова была восстановлена. В 1761 г. помещиком села Замостье Василием Гурьевым была выстроена новая Успенская взамен обветшавшей, а на островке, где подвизался прп. Макарий – часовня.

В конце первой половины XVIII в. пустынь постепенно пришла в упадок. В 1764 г. она была упразднена как малолюдная и бедная. Успенскую церковь обратили в приходскую. Долгие годы пустынь пребывала в забвении. Лишь в 1840 г. на месте обветшавшей Успенской церкви соорудили новую с тем же именем, а также возобновили часовню с колодцем на острове.

Пустынь была возрождена только в 1894 г., когда по многочисленным ходатайствам верующих Синод постановил открыть обитель под названием "Воскресенский практически-миссионерский монастырь" с целью противодействия сектантству. С 1895 г. в пустыни разворачиваются большие работы. Были построены колокольня, братский корпус, гостиница, рига, мастерские, хлебопекарня. На островке в русле р. Лезны сложили модель священной горы Афон. Была проложена дорога до д. Вериговщина.

В 1901 г. был реконструирован Успенский храм. В 1906 г. построена новая трехъярусная колокольня, на которой были повешены 15 колоколов. На островке в 1900 г. вместо часовни была построена деревянная церковь в честь преп. Отцов и Матерей в подвиге и молитве просиявших.

В 1911 г. монастырь сильно пострадал от пожара, но главный Успенский храм уцелел. В 1912 – 1915 гг. был построен новый храм Св. Архангела Михаила. В 1914 – 1916 гг. была перестроена в камне церковь на островке.

После Октябрьской революции в Макарьевской пустыни была организована ремесленная школа с интернатом, потом совхоз. В 1932 г. пустынь была окончательно закрыта, и в ней разместилось отделение Свирьлага. Во время Великой Отечественной войны пустынь была захвачена фашистами. В результате наступления советских войск все монастырские строения были разрушены.

В настоящее время на месте Макарьевской пустыни стоит поклонный крест, а на островке сохранились руины церкви и колодец прп. Макария.

 

Более подробно об истории Макарьевской пустыни можно почитать в сборнике "Санкт-Петербургские епархиальные ведомости", вып. 21-22, стр. 92-105.

 

Цели экспедиции:

 

1. Посещение места бывшего монастыря Макарьевская пустынь.

2. Поиск островка на болоте – места, где жил прп. Макарий Римлянин.

3. Измерение координат места пустыни и островка.

4. Съемка видеофильма о ходе экспедиции

 

Участники экспедиции:

Николай Воробьев

Сергей Пинчук

 

Погодные условия:

+20˚, ясно

 

***

 

Участники экспедиции встретились на Московском вокзале, и на электричке 6:16 доехали до Любани. В  8:30 сели на автобус 327, и за полчаса доехали до деревни Новинка. Отсюда началась пешая часть нашей экспедиции. Первая и последняя деревня на пути в Макарьевскую пустынь – деревня Вериговщина. Название, скорее всего, происходит от слова "вериги" – тяжелые металлические предметы, которые носил на себе прп. Макарий. Деревня довольно красиво расположена на возвышенности посреди обширных полей. Пройдя по главной улице, вышли на асфальтовую дорожку, идущую мимо современных коттеджей. За деревней асфальт заканчивается, и далее идет грязная дорога, которая очень скоро входит в лес. По границе леса и полей протекает небольшая речка Чудля.

Далее шли по лесной дороге, сильно раскисшей из-за прошедших недавно дождей. Дорогу окружает довольно высокий смешанный лес. В некоторых местах встречаются заброшенные делянки, зарастающие свежим молодняком. В одном месте с левой стороны от дороги имеется стоянка: из жердей и лапника сооружен навес, стоят пни и даже есть кое-какое костровое оборудование. Здесь же обнаружили целый грибной натюрморт. На небольшой площадке 1,5х1,5 м сразу выросли мухомор, подосиновик, черный груздь, несколько волнушек и сыроежек.

Постепенно дорога превратилась в тропу, перекрытую во многих местах валежником. Примерно через 3 км (от р. Чудли) лес стал низкорослым и заболоченным, появились небольшие открытые пространства, поросшие кустами ивы и чахлыми березками. По всей видимости, это либо бывшие вырубки, либо пожоги. Тропа заросла травой по пояс. Встречаются небольшие болотца. Вскоре лес снова стал высоким, и мы вышли к реке Лезна. Именно на ней, выше по течению, и находится Макарьевская пустынь.

Перешли Лезну по нескольким перекинутым стволам деревьев. За речкой нашли продолжение тропы. Очень скоро слева примкнула достаточно нахоженная тропа, идущая от шосее Шапки – Любань через подсобное хозяйство "Большевик". По ней и ходит в пустынь основная масса паломников. Однако она менее живописна, чем та, по которой шли мы. Последние 2 км перед пустынью окружающий пейзаж становится более приветливым: появляются отдельные островки высокого светлого леса, заросшие луга, слева петляет Лезна. В одном месте она совсем близко подходит к тропе. На палке висит ржавая советская каска. Здесь Лезну можно легко перейти по доскам или просто перепрыгнуть. На другом берегу раскинулись довольно обширные некошеные луга. Здесь иногда останавливаются "черные следопыты".

У перехода тропа круто заворачивает вправо и уходит в сторону ур. Смердыня. Налево ответвляется тропка, которая через несколько десятков метров упирается в густой ельник. По периметру ельник окружает канава, через которую перекинут маленький мостик. Посередине ельника на небольшой полянке за ажурной оградой стоит металлический крест. Перед крестом установлен киот, в который помещена репродукция иконы с изображением Богоматери. Внизу в рамке стоит фотография иконы с изображением Макария, хранящаяся в Казанской церкви в Тосно. По бокам от ограды лежат фрагменты кирпичных стен – все, что осталось от Успенского храма. Рядом в аккуратную кучку сложены остатки последней войны: немецкие и советские каски, гильзы, осколки снарядов, т.е. то, что не представляет ценности для "черных следопытов". За крестом, чуть поодаль сохранились остатки валов из булыжника.

Внимательно осмотрели место. Ельник посажен на месте монастыря в послевоенное время и резко выделяется среди окружающей местности. Под его пологом всегда царит полумрак. Вместо травы под ногами ковер из опавшей хвои. На окраине ельника нашли шалаш и кострище. С севера ельник ограничивает р. Лезна. Здесь сохранился пруд и островок (точнее теперь полуостровок) с остатками стилизованной горы Афон. Перебрались на него по бревну. С вершины "горы Афон" открывается прекрасная панорама на заросшие луга  на правом берегу Лезны. Отсюда прошли к еще одному пруду чуть ниже по течению Лезны. Здесь растут дубы, посаженные еще монахами. Перешли Лезну по доскам, и вернулись к ельнику. С западной стороны от него обнаружили остатки какого-то военного укрепления.

Времени было еще только два часа, и мы решили пройти на островок, где когда-то прп. Макарий соорудил свою первую келью, и где сейчас находится колодец, названный его именем. Забрали вещи, оставленные у креста, и снова переправились на островок с моделью горы Афон. К северо-западу отсюда простирается обширное Макарьевское болото. Среди чахлых сосенок нашли тропинку, уходящую в нужном направлении (азимут 324˚). Постепенно стала проглядывать старинная просека. Чем дальше, тем просека становилась шире, а тропинка шла по ее левому краю. Болото вполне проходимо даже в невысоких сапогах. Во многих местах встречаются деревья, обвитые колючей проволокой, что не удивительно, если учесть, что здесь проходила линия фронта. При прощупывании пути палкой чувствуется, как она упирается во что-то твердое на глубине около 20 см. По всей видимости, это гать, построенная в конце XIX века, а теперь ушедшая в болото. На болоте много клюквы и моховиков.