МАРЬИНСКО-ФЕДОСЬИНСКАЯ ПОКАТУШКА

03.08.03

 

Участники: Максим Степанов (Максус); Андрей (Дрон); Малахов Сергей (Мазай).

 

Следует сразу отметить, что этот текст не отчет о покатушке, а скорее небольшие путевые заметки о том, где и как мы проехали и что увидели.

 

Стартовали мы из Ушаков от железнодорожной станции. Мне, как базирующемуся в Саблино пришлось проехать по Московскому шоссе лишних 30 км, но в утренние часы это не очень напряжно т.к. транспорта мало, да и основная его часть уходит в объезд Тосно по окружной дороге.

До Андрианово, где расположена усадьба “Марьино”, идет вполне приличная асфальтированная дорога. Сначала она идет через лес, а около деревни Усадище выскакивает на поля. Справа, в заметной издали низине, течет река Тосна. За ней виднеются небольшие поля, а дальше встает лес.

 Про саму усадьбу Марьино написано очень много и мне, в общем-то, добавить нечего. Всем заинтересовавшимся ее историй могу порекомендовать прочитать книгу Раисы Васильевны Тихомировой “Марьино”. Там же можно ознакомится и с историей расположенной рядом Троицкой церкви.

На сегодняшний момент в усадьбе создано нечто типа дома отдыха - у подъезда стоят машины, по территории бродят люди с магнитофонами, на балконах сушится белье... Конечно, в данной ситуации усадьба уж пусть хоть так используется чем стоит заброшенная, постепенно разваливаясь или вообще исчезая в пламени пожара. К великому сожалению в нашей Ленинградской области хватает примеров, когда некая организация владелец усадьбы, по существу бросала ее на произвол. После этого в дело вступала местная шпана, которая в перерыве между двумя стаканами умудрялась разжечь костер прямо в помещении на чудом сохранившемся паркетном полу, а потом просто забывала его погасить. И все, от усадьбы пережившей революцию, Великую Отечественную войну, годы социалистического хозяйствования, оставались лишь стены, да хаос полуобгорелых балок внутри.

В церкви же вернее в том, что от нее осталось, царит запустение. Стоят красные кирпичные стены с необычными готическими окнами на которых сохранились кованные решетки. Уцелевшая колокольня еще держит свой покрытый дырявым железом купол. По его углам каким-то чудом прилепились четыре островерхие башенки. Похоже, такие же башенки только побольше размером когда-то украшали все углы сооружения. Сейчас осталось по одной башенке на стене и на четверике колокольни. Остальные либо совсем разрушены, либо от них сохранились жалкие фрагменты.

От Андрианова до Рублево продолжается асфальт, переходящий за последней деревней в недавно построенную грунтовку. Дорога до урочища Новая Деревня идет через поля, тянущиеся вдоль левого берега Тосны. Самой реки практически не видно, она в этих местах протекает в низине надежно укрытая от глаз своими берегами.

Про деревню Горку была информация, что здесь должны быть остатки усадебного парка. Но деревня расположена между дорогой и Тосной и непосредственно через нее не проезжаешь. Издали была видна только небольшая группа деревьев на краю сухого оврага впадающего в Тосну.

В урочище Новая Деревня сохранились остатки деревянного моста соединявшего некогда две бывших здесь деревни - Новая Деревня на правом берегу и Лустовка на левом. Сейчас об этих деревнях напоминают только названия нынешних урочищ. Мост же представляет собой набор деревянных, полусгнивших свай торчащих из дна реки. О том, что на них когда-то лежал настил можно догадаться только по фрагментам бревен торчащих из берега на уровне их макушек. 

Деревня Гутчево, как и Горка расположена справа и с дороги видны только зады домов. Еще видно, что эти живописные места вдоль Тосны благодаря новой дороге стали потихоньку оживать. Во всех деревнях, мимо которых мы проехали, виднеются новостройки. Строят и обычные дома-пятистенки и каменные двухэтажные особнячки со спутниковыми антеннами.

В конце Гутчево нас ожидал сюрприз - дорогу преграждала куча песка, над которой гордо возвышался знак “Кирпич”. Странно, ведь даже в городской прессе были победные статьи об окончании строительства дороги Рублево-Гришкино и о перспективе продолжить ее еще дальше по Тосне до Гуммолово. Но видимо здесь, в отдаленном от начальства месте, дорогу не совсем закончили и поэтому примостили кучу песка и “Кирпич” - дабы не ездили. Но местные жители сочли, что если есть дорога то надо по ней ездить и быстренько сровняли колесами край кучи, обеспечив, таким образом, себе проезд. Мы, тоже не задерживаясь, миновали этот неожиданный барьер и стали продвигаться в сторону Гришкино.

Здесь дорогу уже с двух сторон окружает лес и Тосны невидно совсем. О том, что она где-то рядом можно судить только по многочисленным оврагам, которые пересекает дорога.

Чем ближе к Гришкино тем хуже становится покрытие у дороги. Если на предыдущем отрезке гравий был плотно укатан, то здесь он просто ровным (и не очень) слоем лежит на поверхности. Ехать по нему гораздо труднее, но Максус с Дроном стоически преодолевают это каменистое препятствие.

Наконец противный гравий позади и мы выскочили на бетонный мост у Гришкино. Первый взгляд на Тосну непроизвольно заставил произнести не вполне приличные слова в более приятном звучании означающие “ох, не фига себе!”. А вид реки, вызвавший эту фразу был действительно сногсшибающим. Я, конечно, знаю, что почти любая речка по направлению к истоку постепенно становится все уже и мельче, но чтоб Тосна на расстоянии буквально нескольких километров из речки шириной 10-15-20 метров превратилась в канаву с расстоянием между левым и правым берегом менее 2-х метров - такого я не ожидал. А как же тогда фотография, которую я видел и на которой местный дедок на плоту переплывал Тосну выше по течению еще километров на 10? Здесь, у Гришкино, плот в нее можно сунуть разве, что вертикально.

Стоя на мосту стали прикидывать как лучше добраться до следующей деревни, до Федосьино, где перед деревней должны быть развалины старинной деревянной церкви. Практически все карты гласили, что дорога туда идет все-таки по правому берегу, но ее начало у моста как-то не прослеживалось. Справа от грунтовки лежали хаотично набросанные бревна, а между ними петляла тракторная колея. "Может это и есть начало дороги?" - спрашивали мы друг друга, но тут же начинали сомневаться. Максус даже высказал предположение, что раз в Гришкино нарисованы два моста, то может надо по мосту, на котором мы стояли переехать на левый берег Тосны, проехать через деревню до следующего моста, там перебраться опять на правый берег и таким образом попасть на дорогу в Федосьино. В общем, эта мысль была здравой. Скорее всего мы бы не нашли второй мост но зато обратили бы внимание на полевую дорогу уходящую в сторону Федосьино (правда по левому берегу) и таким образом здорово бы облегчили свой маршрут. 

Но мы (а на этом более всего настаивал я) решили рискнуть и начать с тракторной колеи…

Короче с чего мы начали тем и закончили. Дорога, по которой мы поехали, на всем протяжении до Федосьино представляла собой полузаросший набор тракторных колей различного размера. Было видно, что дорогу разбили уже давно, и несколько лет ей ни кто не пользовался. В сухих местах колея скрывалась в высокой траве, и ехать по ней было неприятно - то и дело приходилось ожидать, что она станет еще глубже, и ты воткнешься ногами в землю со всеми вытекающими последствиями.

В низинах не взирая на жару последних недель, стояла вода. Глина, вывернутая тракторами была липкой и скользкой - колеса просто тонули в ней. Перед Лизинским ручьем дорога вообще превратилась в смесь глины, горбыля, веток и бревен, которыми кто-то пытался ее гатить. Через сам ручей когда-то был переброшен бревенчатый мостик, но сейчас он почти весь скрыт слоем глины и только торчащие концы бревен указывают на его наличие. Посредине мостика стоит огромная лужа - по колеям поглубже, а посредине помельче. Избрав свой путь по средней, более мелкой луже, я воткнулся в вязкую глину, и чтоб сохранить равновесие, вынужден был опустить одну ногу в колею…

Нога ушла почти по колено, а кроссовок весь засосало в глину. Только благодаря сохранившейся инерции, “Пилот” не застрял, а, повинуясь ручке газа, с пробуксовкой вырвался из этого липкого плена и вылетел на противоположный берег.

Эстетический результат был плачевным. Весь мопед и черные спортивные штаны (в которых предполагалось ехать домой) были покрыты жидкой глиной. Кроссовки так вообще стали серо-рыжими, совершенно утратив свой первоначальный вид…

После ручья помимо совершенно раздолбанной дороги на нас спустилась еще одна напасть - со всей округи привлеченные тремя взмокшими телами собрались изголодавшиеся слепни. Им было совершенно наплевать, что мы двигаемся, машем руками и ногами, вертим головой или дуем себе под нос. Они вцепились в нас так, словно не хотели выпускать из этого леса. 

Но все плохое когда-нибудь кончается. Кончилась и эта дорога. Вернее она не кончилась, а просто наконец-то довела нас до искомой церкви.

Церковь эта стоит на отшибе, на берегу Тосны. Самой деревни от нее не видно, а с дороги к ней идет еле натоптанная тропа. Когда мы подошли ближе, то увидели, что вокруг все заросло крапивой в рост человека. Правда слева, за оградкой, покоится ухоженная могила и тропа вела к ней.

Свернув с тропки и прорвавшись через крапиву, мы зашли внутрь, и сразу почувствовали, что здесь что-то не так. Больно уж маленькие размеры, да и проход сквозной с одинаковыми проемами - таких церквей не бывает. Обследовав окрестности, выяснили, что некую часть заросшей крапивой поляны окружает фундамент из валунов. Первоначальная идея о том, что это фундамент от ограды окружавшей церковь была отвергнута после осмотра стены, к которой примыкал этот фундамент. На ней были отчетливо видны следы от бревенчатых стен, которые как раз и покоились на булыжном фундаменте. Таким образом, стала понятна и небольшая площадь сохранившейся постройки - это сохранилась не церковь, а колокольня от нее! Саму же церковь, очевидно, разобрали в лихие годы.

Издали, со стороны Тосны, или даже с другого берега, церковь, а вернее ее фрагмент в виде колокольни, смотрится гораздо лучше, чем вблизи. Она возвышается над окружающими ее деревьями и гордо держит единственную покосившуюся маковку, увенчанную крестом.

Если же подойти к ней вплотную, то видно, что сруб уже сгнил снизу, покосился, осел в землю. Внутри лежат упавшие бревна и доски. Растет крапива. Стены, на уровне роста человека, исписаны надписями типа “Здесь был Вася”. Но даже и эти надписи потускнели от времени. Такое ощущение, что  к этим деревянным останкам уже несколько лет не приближался человек.

Благодаря помощи питерского краеведа - Николая Воробьева удалось выяснить, что это действительно колокольня от стоявшей здесь некогда церкви Святой Великомученицы Параскевы построенной в 1904-1910 годах.

Покинув одинокую колокольню, мы отправились к Федосьино. Дорога лучше не стала - ямы, рытвины, колдобины… У крайнего дома остановились. Начали спрашивать дедка сидящего на лавочке на предмет колодца, дороги и церкви. Он нас порадовал - колодец фиг знает где, дорогу разбили трактора проехав по ней осенью несколько лет назад, а про церковь он ничего не знает.

Обогнув дедушкин дом, по полевой тропинке выкатились к хлипкому сооружению из жердей, перекинутому через Тосну. Эта конструкция поддерживаемая двумя палками, торчащими из дна речки и есть единственный путь, который связывает деревню с внешним миром. Машину он конечно не выдержит и поэтому жители вынуждены бросать свою технику на левом берегу.

Здесь же, у моста, находится и местная “купальня”. Следует кстати отметить, что Тосна в этих местах гораздо больше чем в Гришкино. Это уже не ручей канавного вида полутораметровой ширины, а вполне нормальная для этого участка речка. Ширина ее около десяти метров, а вот с глубиной конечно хуже. У моста воды от силы по колено, поэтому купаться пришлось просто сидя на дне.

С немалой опаской мы перетащили “коней” по федосьинскому мостику и выкатились на вполне приличную (если сравнивать с дорогой на противоположном берегу) полевую дорогу. Трактора здесь тоже катались, но видимо большая площадь (поле) позволило им местами не долбать дорогу, а прокладывать свою колею в некотором отдалении.

Добравшись до Гришкино, мы выскочили на асфальт, который идет по всей деревне, сворачивает налево, и выводит вас на дорогу Радофинниково - Лисино-Корпус. Так мы и поехали. По пути в Лисино заехали на станцию Кастенская, в надежде найти магазин, но магазина мы там не обнаружили, но зато нашли у дома с вывеской “Октябрьская ж.д. Ст. Кастенская”, колонку, где набрали воды.

Дальнейший маршрут ничего особенного не представлял. От Кастенской мы по вполне приличному асфальту докатились до Лисино-Корпус и стали в очередной раз искать магазин. Он нашелся довольно быстро - нам пришлось дать всего лишь два круга в районе Лесного колледжа и расспросить двух местных.

Заправившись необходимым, стали обсуждать дальнейший маршрут. Был вариант ехать до Косых Мостов, а оттуда ехать до Вырицы, чтоб там, на конечной станции без особых проблем сесть в электричку. Был и еще вариант - опять же ехать через Косые Мосты, но у них не сворачивать на Вырицу, а ехать прямо до станции Новолисино. Там тоже конечная станция для электричек, но уже прибывающих на Витебский вокзал.

Однако наконец-то обретенное пиво значительно изменило первоначальные планы. После немедленного удаления жажды прямо у магазина, Максус высказал пожелание прокатится до Новолисино (бывш. Княжелисино, не путать с одноименной станцией). Там плюхнуться на берегу пруда в заросшем княжеском парке и предаться купанию, загоранию, и неторопливому поглощению запасов пива.

Мне такой расклад был по душе т.к. возвращаться в Саблино гораздо ближе из Новолисино, чем из Лисино-Корпус.

По пути к поселку Поги, где находится поворот на Новолисино, мы столкнулись с плотной вереницей машин. Это дачники из Вырицы и окрестных поселений торопились в Питер. Нам они не очень мешали, но все-таки как-то неприятно ехать, когда слева тебя поджимает колонна машин.

После поворота в Поги дело пошло веселей. Дорога до Новолисино почти пустынна, асфальт приличный, а разнообразные горки и повороты не дают морально устать.

Миновав Мызу, населенный пункт рядом с Поги на берегу речки Винокурки, мы влетели в густой туман. Это прошедшая недавно гроза уронила холодные капли на раскаленный асфальт и вызвала интенсивное испарение. Воздух же после грозы похолодал и испаряющаяся вода моментально конденсировалась в туман.

Воздух похолодал настолько, что я заехав в туман сразу почувствовал, что попал в холодильник. Ребята - Максус с Дроном - крутили педали, и с них ручьями лил пот, поэтому "холодильник" они не заметили, а вот я, на мопеде, обдуваемый встречным ветром, основательно продрог. В итоге, когда мы доехали до Новолисино, купаться я уже не хотел. А байкеры с радостью бросились в теплую воду пруда, а затем расположились на заботливо прихваченном покрывале и предались неторопливому поглощению пива.

На этом в общем то наша покатушка и закончилась. Я еще немного посидел за компанию, а потом собрался домой. Мне ведь еще надо было доехать до Саблино, поставить "Пилот", собраться-переодеться и ехать в Питер. Поэтому я оставил ребят лежать на солнышке, а сам уехал...

           

За эту покатушку я наездил 139 км. Наиболее сложным участком был отрезок Гришкино-Федосьино. На асфальте оно конечно проще, но выдерживание постоянной скорости - около 30 км/ч - чтоб Максус и Дрон, пристроившиеся цепочкой к моему заднему колесу, успевали, привело к тому, что под конец длинного и нудного участка - Лисино-Корпус - Косые Мосты - Поги - стало сводить руку держащую ручку газа. А в остальном покатушка получилась очень приятная - посетили незнакомые места, полюбовались пейзажами, искупались в Тосне (Максус дважды) и без потерь вернулись домой.

Малахов Сергей

15.08.03

ФОТОГРАФИИ

 

Фотографии усадьбы Марьино и Троицкой церкви

Несколько фотографий церкви Святой Великомученицы Параскевы

   

  

 В новолисинском пруду

  Привал в д. Поги

 В Тосне у ур. Новая деревня

 Максус

 ...

 На мосту в Гришкино

 У д. Мыза

 Переправа в Федосьино

 Вперед, на Гришкино...

 

 

 У Марьинского пруда

 

PS. Некоторые фотографии сделаны с помощью цифровой видеокамеры JVC GR-DV3000