МАРЬИНСКО-ФЕДОСЬИНСКАЯ ПОКАТУШКА

03.08.03

 

Участники: Максим Степанов (Максус); Андрей (Дрон); Малахов Сергей (Мазай).

 

Следует сразу отметить, что этот текст не отчет о покатушке, а скорее небольшие путевые заметки о том, где и как мы проехали и что увидели.

 

Стартовали мы из Ушаков от железнодорожной станции. Мне, как базирующемуся в Саблино пришлось проехать по Московскому шоссе лишних 30 км, но в утренние часы это не очень напряжно т.к. транспорта мало, да и основная его часть уходит в объезд Тосно по окружной дороге.

До Андрианово, где расположена усадьба “Марьино”, идет вполне приличная асфальтированная дорога. Сначала она идет через лес, а около деревни Усадище выскакивает на поля. Справа, в заметной издали низине, течет река Тосна. За ней виднеются небольшие поля, а дальше встает лес.

 Про саму усадьбу Марьино написано очень много и мне, в общем-то, добавить нечего. Всем заинтересовавшимся ее историй могу порекомендовать прочитать книгу Раисы Васильевны Тихомировой “Марьино”. Там же можно ознакомится и с историей расположенной рядом Троицкой церкви.

На сегодняшний момент в усадьбе создано нечто типа дома отдыха - у подъезда стоят машины, по территории бродят люди с магнитофонами, на балконах сушится белье... Конечно, в данной ситуации усадьба уж пусть хоть так используется чем стоит заброшенная, постепенно разваливаясь или вообще исчезая в пламени пожара. К великому сожалению в нашей Ленинградской области хватает примеров, когда некая организация владелец усадьбы, по существу бросала ее на произвол. После этого в дело вступала местная шпана, которая в перерыве между двумя стаканами умудрялась разжечь костер прямо в помещении на чудом сохранившемся паркетном полу, а потом просто забывала его погасить. И все, от усадьбы пережившей революцию, Великую Отечественную войну, годы социалистического хозяйствования, оставались лишь стены, да хаос полуобгорелых балок внутри.

В церкви же вернее в том, что от нее осталось, царит запустение. Стоят красные кирпичные стены с необычными готическими окнами на которых сохранились кованные решетки. Уцелевшая колокольня еще держит свой покрытый дырявым железом купол. По его углам каким-то чудом прилепились четыре островерхие башенки. Похоже, такие же башенки только побольше размером когда-то украшали все углы сооружения. Сейчас осталось по одной башенке на стене и на четверике колокольни. Остальные либо совсем разрушены, либо от них сохранились жалкие фрагменты.

От Андрианова до Рублево продолжается асфальт, переходящий за последней деревней в недавно построенную грунтовку. Дорога до урочища Новая Деревня идет через поля, тянущиеся вдоль левого берега Тосны. Самой реки практически не видно, она в этих местах протекает в низине надежно укрытая от глаз своими берегами.

Про деревню Горку была информация, что здесь должны быть остатки усадебного парка. Но деревня расположена между дорогой и Тосной и непосредственно через нее не проезжаешь. Издали была видна только небольшая группа деревьев на краю сухого оврага впадающего в Тосну.

В урочище Новая Деревня сохранились остатки деревянного моста соединявшего некогда две бывших здесь деревни - Новая Деревня на правом берегу и Лустовка на левом. Сейчас об этих деревнях напоминают только названия нынешних урочищ. Мост же представляет собой набор деревянных, полусгнивших свай торчащих из дна реки. О том, что на них когда-то лежал настил можно догадаться только по фрагментам бревен торчащих из берега на уровне их макушек. 

Деревня Гутчево, как и Горка расположена справа и с дороги видны только зады домов. Еще видно, что эти живописные места вдоль Тосны благодаря новой дороге стали потихоньку оживать. Во всех деревнях, мимо которых мы проехали, виднеются новостройки. Строят и обычные дома-пятистенки и каменные двухэтажные особнячки со спутниковыми антеннами.

В конце Гутчево нас ожидал сюрприз - дорогу преграждала куча песка, над которой гордо возвышался знак “Кирпич”. Странно, ведь даже в городской прессе были победные статьи об окончании строительства дороги Рублево-Гришкино и о перспективе продолжить ее еще дальше по Тосне до Гуммолово. Но видимо здесь, в отдаленном от начальства месте, дорогу не совсем закончили и поэтому примостили кучу песка и “Кирпич” - дабы не ездили. Но местные жители сочли, что если есть дорога то надо по ней ездить и быстренько сровняли колесами край кучи, обеспечив, таким образом, себе проезд. Мы, тоже не задерживаясь, миновали этот неожиданный барьер и стали продвигаться в сторону Гришкино.

Здесь дорогу уже с двух сторон окружает лес и Тосны невидно совсем. О том, что она где-то рядом можно судить только по многочисленным оврагам, которые пересекает дорога.

Чем ближе к Гришкино тем хуже становится покрытие у дороги. Если на предыдущем отрезке гравий был плотно укатан, то здесь он просто ровным (и не очень) слоем лежит на поверхности. Ехать по нему гораздо труднее, но Максус с Дроном стоически преодолевают это каменистое препятствие.

Наконец противный гравий позади и мы выскочили на бетонный мост у Гришкино. Первый взгляд на Тосну непроизвольно заставил произнести не вполне приличные слова в более приятном звучании означающие “ох, не фига себе!”. А вид реки, вызвавший эту фразу был действительно сногсшибающим. Я, конечно, знаю, что почти любая речка по направлению к истоку постепенно становится все уже и мельче, но чтоб Тосна на расстоянии буквально нескольких километров из речки шириной 10-15-20 метров превратилась в канаву с расстоянием между левым и правым берегом менее 2-х метров - такого я не ожидал. А как же тогда фотография, которую я видел и на которой местный дедок на плоту переплывал Тосну выше по течению еще километров на 10? Здесь, у Гришкино, плот в нее можно сунуть разве, что вертикально.

Стоя на мосту стали прикидывать как лучше добраться до следующей деревни, до Федосьино, где перед деревней должны быть развалины старинной деревянной церкви. Практически все карты гласили, что дорога туда идет все-таки по правому берегу, но ее начало у моста как-то не прослеживалось. Справа от грунтовки лежали хаотично набросанные бревна, а между ними петляла тракторная колея. "Может это и есть начало дороги?" - спрашивали мы друг друга, но тут же начинали сомневаться. Максус даже высказал предположение, что раз в Гришкино нарисованы два моста, то может надо по мосту, на котором мы стояли переехать на левый берег Тосны, проехать через деревню до следующего моста, там перебраться опять на правый берег и таким образом попасть на дорогу в Федосьино. В общем, эта мысль была здравой. Скорее всего мы бы не нашли второй мост но зато обратили бы внимание на полевую дорогу уходящую в сторону Федосьино (правда по левому берегу) и таким образом здорово бы облегчили свой маршрут. 

Но мы (а на этом более всего настаивал я) решили рискнуть и начать с тракторной колеи…

Короче с чего мы начали тем и закончили. Дорога, по которой мы поехали, на всем протяжении до Федосьино представляла собой полузаросший набор тракторных колей различного размера. Было видно, что дорогу разбили уже давно, и несколько лет ей ни кто не пользовался. В сухих местах колея скрывалась в высокой траве, и ехать по ней было неприятно - то и дело приходилось ожидать, что она станет еще глубже, и ты воткнешься ногами в землю со всеми вытекающими последствиями.

В низинах не взирая на жару последних недель, стояла вода. Глина, вывернутая тракторами была липкой и скользкой - колеса просто тонули в ней. Перед Лизинским ручьем дорога вообще превратилась в смесь глины, горбыля, веток и бревен, которыми кто-то пытался ее гатить. Через сам ручей когда-то был переброшен бревенчатый мостик, но сейчас он почти весь скрыт слоем глины и только торчащие концы бревен указывают на его наличие. Посредине мостика стоит огромная лужа - по колеям поглубже, а посредине помельче. Избрав свой путь по средней, более мелкой луже, я воткнулся в вязкую глину, и чтоб сохранить равновесие, вынужден был опустить одну ногу в колею…

Нога ушла почти по колено, а кроссовок весь засосало в глину. Только благодаря сохранившейся инерции, “Пилот” не застрял, а, повинуясь ручке газа, с пробуксовкой вырвался из этого липкого плена и вылетел на противоположный берег.

Эстетический результат был плачевным. Весь мопед и черные спортивные штаны (в которых предполагалось ехать домой) были покрыты жидкой глиной. Кроссовки так вообще стали серо-рыжими, совершенно утратив свой первоначальный вид…

После ручья помимо совершенно раздолбанной дороги на нас спустилась еще одна напасть - со всей округи привлеченные тремя взмокшими телами собрались изголодавшиеся слепни. Им было совершенно наплевать, что мы двигаемся, машем руками и ногами, вертим головой или дуем себе под нос. Они вцепились в нас так, словно не хотели выпускать из этого леса. 

Но все плохое когда-нибудь кончается. Кончилась и эта дорога. Вернее она не кончилась, а просто наконец-то довела нас до искомой церкви.

Церковь эта стоит на отшибе, на берегу Тосны. Самой деревни от нее не видно, а с дороги к ней идет еле натоптанная тропа. Когда мы подошли ближе, то увидели, что вокруг все заросло крапивой в рост человека. Правда слева, за оградкой, покоится ухоженная могила и тропа вела к ней.