Урочище Доброе. И ВИДНА ДОПЕТРОВСКАЯ РУСЬ…

 

 

Если вы, читатель, захотите увидеть, как выглядели наши тосненские прабабушки в начале этого века, посетите Русский музей в Ленинграде и внимательно посмотрите картину «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (в дореволюционное время Любань и окрестные деревни входили в состав Новгородской губернии).

…Интерьер крестьянской избы одной из деревень на живописном берегу реки Тигоды за Любанью. У задней стены— длинный деревянный стол, покрытый белой скатертью. На столе разнокалиберные бутыли с «питием», тарелки с нехитрой снедью, нарезанный кусками хлеб, деревянные ложки.

Как ласточки на жерди, спиной к столу в ожидании чего-то важного, необычного замерли подружки невесты.

Пожилые, в пестрых клетках и цветастых кофтах, жмутся ближе к печке. А на самой печке из-за трубы сверкают любознательные глазенки малышни. Их туда загнали, чтобы не путались под ногами у взрослых.

Таково нехитрое содержание картины, которую написал в 1891 году известный исторический живописец Андрей Петрович Рябушкин, проживший в нашем районе около 17 лет.

Родился будущий художник в городе Борисоглебске, что близ Воронежа, в 1861 году в семье иконописного мастера. Так что с кистью и красками довелось ему познакомиться еще в раннем детстве. Молодой Рябушкин обладал прекрасным чистым голосом и музыкальным слухом, пел в хоре, очаровывая провинциальных меценатов.

При содействии знакомого художника, обратившего внимание на художественное дарование юноши, Рябушкин поступает в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, учится у самого Перова вместе с будущими известными художниками А. Е. Архиповым, М. В. Нестеровым, К. А. Коровиным и В. А. Серовым.

Талантливый юноша гордо переносил свою бедность, был самолюбив и застенчив, решительно отвергал всякую материальную помощь, если кто ее пытался предложить ему, даже от своего любимого учителя знаменитого Перова.

По окончании училища Рябушкин поступает в Академию художеств в Петербурге. Он сразу сделался популярен среди академической молодежи благодаря мастерской технике, оригинальности трактовки образов, свежести и новизны замыслов. Сам художник пользовался любовью среди окружавших его товарищей и педагогов. Был весел, разговорчив и остроумен. Его небольшая, но пропорциональная фигура, бледное лицо, обрамленное русой бородкой, тонкий нос, светлые волосы, тихий грудной голос и некоторая застенчивость подкупали всех и каждого.

В Петербурге Рябушкин сблизился с учеником Академии художником И. Ф. Тюменевым, человеком высокообразованным, прекрасным музыкантом. Тюменев имел небольшую усадьбу Приволье в 20 км от Любани, при слиянии реки Тигоды с Кородынькой, и лето проводил там.

Рябушкин тоже любил музыку и поэтому все чаше и чаще навещал нового товарища в Приволье. Местность так ему понравилась, что он навсегда решил остаться на жительство, строит для себя по своему эскизу мастерскую на берегу реки Тигоды, неподалеку от деревни Дидвино, рядом с другим знакомым художником — В. В. Беляевым.