Помойское столпотворение и четырехглазая Трехглазка

(Заметка о посещении Саблинских пещер спелестологами из Самары)

Побывав в Саблинских пещерах несколько раз подряд, не думал, что придется съездить еще в ближайшем будущем. Дело в том, что к нам в гости приехали наши коллеги – спелестологи из Самары. Куда обычно ведут гостей? Конечно в Саблино. Благо ехать недалеко и есть выбор в пещерах.

Первое куда хочется их сводить – Помойка. Хочется сводить не только потому, что там чисто и просторно, но и чтоб наши гости посмотрели, к чему приводит закрытие пещер на практике. По их рассказам у них в Самаре тоже ходят мысли о прихватизации каменоломен.

Пришли. С трудом проникли. Посмотрели. Гости в шоке…

Теперь подробнее:

Ключей от входной решетки на всех явно не хватает, а те, что и есть, дают не всем. Некоторые экскурсии туда просто запускают, а потом выпускают. Сами, без посторонней помощи они выбраться не могут.

Пока мы вели переговоры и решали с кем же нам зайти, а потом выйти, к площадке у ларька все прибывал и прибывал народ в виде экскурсантов. Решили, что если мы еще пару минут постоим наверху, нас просто затопчут. Пора проникать внутрь.

Процесс загрузки

Срочно обгоняем толпу, соплей стекающую по лестнице и заруливаем за ближайшую колонну около Бродвея. Все, можно вздохнуть спокойно. Хе-хе. Как бы ни так. Все наши действия – переодевание, извлечение фонариков и фотоаппаратов, упаковка рюкзаков - вызывают неподдельный интерес у экскурсантов. Чувствуется, что для них мы сегодня главные объекты осмотра. Но вот уж фигушки, топайте на своих мамонтов смотреть, а нам и без вас дел хватает. Экскурсоводу с трудом удается завладеть вниманием своих подопечных, и оторвать их от созерцания живых спелестологов. Мы же явно уставшие от повышенного внимания к нам, быстрым броском уходим по Бродвею к озеру. Вслед доносятся хлопки изумленных глаз ничего не понимающих экскурсантов. Хотя может это были не глаза, а топот их ног.

Фотография на память

У озера тихо и спокойно. Вода, после весеннего потопа, уже немного спала. Резиновая лодка, которую мы еще осенью, после известных событий, нарекли за ее крайнюю неустойчивость и неуправляемость - «Курском», находится сейчас в полуспущенном состоянии. Ну не очень то и хотелось. Плавать мы не собираемся.

Дальше я умудрился совершит непростительный шаг - зная, что две группы бродят где-то за перевалом у мамонтов, я решил отделиться от коллектива, полезшего осматривать Кошачий лаз, и вернувшись чуть назад, осмотреть часть колонника стоящего в стороне от экскурсионных маршрутов.

Хожу себе, смотрю. Никого не трогаю, да и нет никого. Тишь и благодать. Слышу, со стороны Бродвея голоса раздаваться стали. Ну думаю, ребята налюбовались Кошачьим лазом и ко мне присоединиться решили. Выхожу боковым штреком к Красной шапочке и вижу…

Стоит тетя и грозно так на меня смотрит. Перефразировав ее вопрос на манер известного фильма получилось – «ты чьих будешь?». Я ей вежливо так – «Да свой я». Дальше разговор шел в духе российских военных фильмов. Причем я изображал роль русского разведчика пойманного гестапо. Вопросы следовали один за другим, а в глаза бил луч фонаря: «Кто ты», «Сколько вас», «Кто вас пустил», «Где остальные», «Что вы тут делаете» и т.д. После фонтана вопросов тетя грозно произнесла – «Об этом узнает Ляхницкий!». Тут она обратила внимание, что за ней стоит ее экскурсия и с интересом слушает наш односторонний диалог. Пока она въезжала в ситуацию, я умудрился исчезнуть.

Бегом обратно к озеру. Правильно говорят – не отделяйся от коллектива. Решаем, что делать. Путь в Восточный лабиринт нам заказан. Заказан он не потому, что мы испугались грозной тети, а по тому, что этот лабиринт будет похож на метро, в районе Невского, в час пик. Ходить, распихивая экскурсии желания нет. На последок решаем показать гостям штольню Палишева. Прошмыгнув мимо толпы осматривающей перевал, мы исчезаем за могилой. По нашим следам мечутся лучи фонариков. Они похоже так и не поняли, что это было.

Присели отдохнуть. Как я прикинул – одновременно на экскурсионном маршруте находится ТРИ экскурсии. Каждая человек по 30-40. Интересно промерить маршрут и посчитать, по сколько человек на погонный метр приходится.

Смотрим на часы. Пора бежать из этого бардака.

Пропустив мимо себя группу, направляющуюся наружу, мы неторопливо последовали за ней. Подойдя к выходу, мы увидели картину, от которой можно было упасть в песок и залиться истеричным хохотом – как оказалось у этой экскурсии нет ключа от решетки. Цирк нам обеспечен. Толпа с ничего не понимающими выражениями на лицах беспомощно озирается. Завидев нас, они воспрянули духом. Дурачки. У нас тоже нет ключа. Немного похихикав над ними, мы решили пока посидеть в Банкетном зале, да заодно и показать «благоустройство» пещеры гостям. У толпы явно начинают появляться признаки истерики. Раздаются неестественно громкие голоса, и толпа все кучнее и кучнее сбивается к бетонному козырьку.

Очередь на выход

Вдруг раздались оглушительные удары. Неужели они решили вынести решетку? Таня храбро бросилась из зала к выходу с увещеваниями, что если они попортят замок, то рискуют остаться под землей на более продолжительное время. Правда, как оказалось, это Палишев колотил камнем по решетке, в надежде привлечь внимание сторожа из сторожки. Ну-ну. Колотить можно долго. Видя, что создаваемый им грохот действует только на нервы экскурсантам, Юра понимает, что надо бежать за ключом к другому экскурсоводу. Группа лишившаяся своего предводителя вообще падает духом. Один дядечка в джинсовой куртке громко начинает вызывать кары на головы сторожей, экскурсоводов, организаторов и правительство заодно. Закончив это, он начинает требовать жалобную книгу или лицо ее заменяющее. Его громкий голос разносился под сводами Помойки, до момента появления Палишева с ключом.

Все дружно ищем ключик. Юра, тебе бежать за ним...

Ура! Мы выбрались. Нас не затоптали и не растерзали как виновников всех бед. Можно со спокойной совестью идти в другие пещеры.

Пока стояли, перекуривали на весеннем солнышке у сторожки, со стороны автобусной стоянки появилась еще одна экскурсия. Боже, сколько они их туда за раз заталкивают. Эту экскурсию вел… сам господин Ляхницкий!

Первыми словами, с которыми он обратился к Пилигриму, были слова – «Ты когда уберешь свой гнусный пасквиль!». Пасквиль -  это статья «Узурпаторы наступают». Затем он поздоровался с ним.  Тут он вспомнил, что приехал сюда ради экскурсии, а не ради обмена мнениями с нами, и начал рассказывать – «Вдалеке вы видите останец…». Из нашей груди вырвался непроизвольный крик – «Наконец-то!». Плюнув на Ляхницкого, вся толпа обернулась к нам в надежде на продолжение. Весь юмор в том, что раньше они говорили, будто это не останец, а древний курган. Хотя все раскопки показали, что он сложен коренными породами, да и высотой он почти совпадает с плато. Прогресс явно присутствует.

Разпальцовка

После нашего восклицания, он понял, что рассказывать, что-либо в нашем присутствии небезопасно. Можем ведь и поправить. Взмах рукой, и толпа вереницей начала спускаться к пещере. Мы тоже не стали задерживаться и отправились вниз по течению Тосны к Трехглазке.

У первого глаза уютно устроилась небольшая группа додиков, которые прямо у входа жгли костер. Тренировка в постановке волока налицо. Благо, что главная штольня тупиковая, и сквозняки в ней не гуляют, иначе внутрь не пойдешь. А так только привходовой колонник заполнен дымом. Раз уж пришли, надо лезть. Пилигрим проверил, говорит – «дышать есть чем». Нырнули. Сразу бросился в глаза неестественно черный пол. Такое ощущение, что эта штольня пройдена не в белом, а темно-сером песчанике. Хотя нет, на стенах, среди копоти виден обычный белый песок. Взяв щепоть песка с пола становится ясно, что это смесь белого кварцевого песка, копоти со стен и потолка, золы, и просто откровенной грязи. Причем этот состав сохраняется до самого конца забоя и лежит в засыпанных колодцах на десятки сантиметров вглубь.

Лекция

Дойдя до первого колодца, Пилигрим прочитал небольшую лекцию на тему наличия колодцев уходящих вниз и обратил наше внимание на первую квадратную вырубку в потолке. Дабы мы не сомневались, он лопатой зачистил пол около стены, а затем начал копать прямо под вырубкой, показывая нам, что тут пола нет. Да, действительно интересное место. Если отбросить легенды о стрелах, подземных ходах и других мистических объектах, то можно предположить, что главной штольней оценивали глубину залегания линзы кварцевого песка, а колодцами пытались оценить толщину этой линзы в разных местах. А вполне может быть, что это и исследовательские шурфы. Саблино на протяжении столетий было излюбленным местом для исследований российскими и иностранными геологами. Многие известные ученые писали свои работы по материалам полученным в Саблино.

В книгах конца XIX начала XX веков встречаются упоминания о том, что ученые тех лет уже исследовали пещеры, хотя в них еще велась добыча песка. Зимой крестьяне добывают, а летом ученые бродят по штрекам и изучают. Может кому из них и понадобилось провести вертикальную проходку в возможно уже заброшенной Трехглазке.

Кстати именно в начале XX века, одним из геологов, было написано о пещере на левом берегу, имеющей главную штольню длинной 220 метров. Вход в нее был напротив моста (старый мост был несколько выше по течению от современного, остатки его свай иногда можно увидеть при низкой воде в Тосне). По обе стороны штольни располагался гигантский лабиринт протяженностью в ДЕСЯТКИ верст. Главная штольня это нынешний Бродвей? А версты где? От силы пяток наберется. Даже если не десятки, а десять, то это еще целая Помойка прибавленная к имеющейся. Можно конечно этому не верить, но в те годы какой смысл было врать, если любой мог проверить.

Ну да ладно. В этой книге еще кое-что написано. Но цель нашего повествования не в историческом экскурсе в начало века, а о делах нынешних.

Вот и конец штольни

Тупик Трехглазки встретил нас донельзя закопченным потолком, серым полом и пивной бутылкой. Вообще эта почти 180 метровая штольня поражает воображение. Неширокий и невысокий трапециидальный ход сильно увеличивает ощущение пройденного расстояния. А небольшие изгибы и плавный поворот лишь усиливает его. Когда пройдешь метров сто, кажется, что уже прошел гораздо больше. Отсутствие боковых отводов создает иллюзию его бесконечности. Теперь можно понять, откуда у старожилов берутся легенды о километровых ходах, и как люди ходят под землей до станции.

Пока народ выгружался из Трехгазки, я успел взглянуть на четвертый глаз снаружи. Налицо свежий отвал. Значит, этот вход не сам вскрылся, а его откопали. Не зря сторожа говорили – «Палишев копает четвертый глаз у Трехглазки».

О Палишев! Мало тебе было трех входов в бедную Трехлазку, решил ты откопать еще и четвертый. Интересно только зачем. Еще осенью, закапывая вход в Веревку, ты вещал, что чем больше входов в пещеру, тем хуже - сквозняки гуляют, песочек выветривают. Зачем тогда четвертый глаз?

Следующей пещерой для демонстрации гостям была предложена Веревка. Хотя вызывала некоторый интерес и Жемчужина. Но подойдя к ее бывшему входу «Обсерватория», и увидев кучу г. размером явно не собачьим но зато лежащим прямо внутри, решили, что этот вариант отпадает. Сколько еще подобных «подарков» может копиться в ее глубинах. Поднявшись от «Обсерватории» к нынешнему входу и взглянув на него, гости заявили – «Ну и грязища!».

Идем дальше. Штаны как Штаны - мимо пропускаем. А вот в Пляжнике, вернее не «в», а «около» мы тормознулись. Цель остановки – сбор образцов пирита. На некоторое время все участники выезда представляли собой работников золотых присков – старателей.

Старатели

Вот уж воистину пирит – золото для дураков. Именно так этот минерал называют в простонародье. Затем последовал небольшой разговор на тему использования синей глины в качестве косметической маски на лицо, и Таня из Самары решила испытать ее на себе. Колоритно получилось. Толи воин племени воинственных апачей, толи просто скользкие ботинки и как говорится «лицом в салат», только тут вместо салата выступала глина. В общем все попадающиеся нам навстречу рыбаки как-то странно вздрагивали и торопились поскорее сменить место лова. Слава богу у Веревки пудней-туристов не наблюдалось. Не наблюдалось их и внутри. Иначе завидев такую «маску» в темноте подземелья, кое-кто мог бы и не вылезти на поверхность.

Время клонилось к вечеру. Пора и пообедать. Удобно устроившись на солнышке мы отведали по паре бутербродов домашнего приготовления. Солнышко вместе с бутербродами настроило всю компанию на сонно-неподвижный лад, и отрывать свое тело от теплого песочка никому не хотелось. Короче разморило нас. Но раз пришли, надо делать дело, а не спать под мерный шум Тосны.

...

Внутри Веревка поразила своей крайней загаженостью. Конечно ей до Жемчугов еще далеко, но и размеры не те. Хорошо хоть народу не было. Иначе впечатления были бы совсем паршивые. Из стоянки, которая справа от входа, вообще сделали свалку. Если по всей пещере мусор встречается отдельными экземплярами, то на стоянке он с различной толщиной покрывает пол, и завершается у входа в нее кучей стеклянно-пластмассовых бутылок.

Изучение особенностей Саблинских пещер

Интересный штрих – прямо около входа в Веревку есть круглые дырочки в песчанике. Их диаметр – сантиметра три-четыре. Так вот в одной из них лежит, развернутый на полную длину, презерватив. Теперь я понимаю, откуда эти дырочки и каково их назначение.

Хорошо в Веревке, но нам пора домой.

Пора домой

На обратном пути наши гости познакомились с особенностями Санкт-Петербургских электричек. Все происходило как обычно – сначала электрички опаздывают почти на час, затем приходит одна в которую влезть невозможно, затем, через сорок минут, еще одна, в которую с великим трудом влезает наиболее сильная и наглая часть пассажиров, а вот затем, через три минуты, приходит еще ТРИ электрички с интервалом в 5-7 минут. Кого везла последняя я так и не понял, по крайней мере в Обухово из нее ни кто не вышел.

Гости довольны. Они совсем не ожидали увидеть такой пейзаж, такие пещеры среди наших лесов и болот. Им казалось, что все окрестности Питера представляют собой плоскую равнину заросшую лесом и покрытую болотом. А оказывается, недалеко от города есть такая красота – не ожидали.