История Саблинской учебно-научной станции

 

Организация Саблинского учебно-научного полигона связана с деятельностью Географического института. История этого уникального учебного и научного учреждения, созданного в 1918 г. на основе Высших географических курсов, а в 1925 г. включенного в состав географического факультета Ленинградского университета, освещалась в ряде работ [1-4 и др.]. В Географический институт были привлечены крупнейшие ученые и лучшие профессорско-преподавательские силы страны. Вуз ставил своей задачей «создание кадров ученых страноведов, исследователей-путешественников, а также стационарных исследователей отдельных областей России в географическом и естественно-историческом отношениях» [5]. Поэтому глубоко продуманный учебный план института предусматривал обязательное проведение полевых учебных практик стационарного и экскурсионного типа. Полевые практические занятия рассматривались как основа для будущего участия студентов в научных и производственных экспедициях. С этой целью был введен третий, летний семестр (триместр), насыщенный полевыми учебными практиками. Читался даже курс техники путешествий и полевых исследовании; для этого был создан специальный кабинет с музеем.

Первая полевая учебная практика была проведена с июля по сентябрь 1919 г. на временной базе в районе г. Павловска в труднейших условиях интервенция, разрухи и голода. Организация занятий, разработка программ была поручена будущему академику А. А. Григорьеву. Под руководством И. Д. Лукашевича (первого ректора института), И. В. Виттенбурга, В. А. Миронова, Г. Н. Фредерикса, В. В. Бородииа, С. С. Неуструева и других практику по 16 дисциплинам прошли 56 студентов.

Летом 1920 г. полевая практика проводилась уже на временной базе в окрестностях ст. Саблино. При выборе места практики в этом районе был учтен опыт предшествующих многолетних исследований окрестностей Петрограда. Приведем высказывание Ф. Странгвайса, относящееся к 1830 г.: «Из числа, всех речек в Санкт-Петербургских окрестностях отличается романтическая Тосна. Берега ее представляют живописную картину. Ботанику - прелестные цветы и редкие растения, геологу - совершенные образцы органических остатков и поучительные разрезы устилок... Желаю обратить на сей предмет внимание того путешественника, который после меня посетит сии места» [6, с. 76, 78].

Ученые и преподаватели Высших географических курсов и Географического института своими исследованиями внесли много нового для познания геологии и географии этих мест. В результате этих работ на берегах рек Тосны и Саблинки был открыт уникальный «Музей в природе», которому суждено было стать местом практики многих поколений отечественных географов. В полевой практике 1920 г. участвовало 65 студентов. Занятия по 16 предметам проводились известными географами и геологами: топография - В. В. Бородин, А. В. Граур; геология- П. В. Виттенбург, В. А. Миронов(позднее Я. С. Эдельштейн); минералогия - А. В.Ферсман; геоморфология - М. М. Тетяев, А. В. Потулова; почвоведение - Н. И. Прохоров, О. И. Кузенева; геоботаника - В. Н. Любименко, Н. И. Кузнецов; зоогеография - И. Д. Стрельников. Кроме того, проводились практические занятия по зоологии, метеорологии, астрономии, рисованию и фотографии. В свободное время студенты изучали английский язык и математику. Учебный процесс организовывал М. М. Тетяев. Одновременно с учебными занятиями шло исследование и освоение нового полигона.

Успешное проведение практики способствовало решению Совета института о превращении Саблинской станция в постоянно действующую. Комиссии под руководством М. М. Тетяева было поручено детально разработать план и программу практики на 1921 г. Именно этот год можно считать временем рождения первой в нашей стране стационарной базы для проведения академической учебной практики студентов-географов. Ее первым директором и научным руководителем стал М. М. Тетяев. С 1921 г. практика в Саблино стала проводиться постоянно и планомерно, по четко разработанным программам. Управление осуществлялось особым советом станции, в который входили: заведующий учебной частью, его помощник, проректоры института по учебной и хозяйственной части, заведующий научно-экспедиционной частью, деканы общегеографического и этнографического факультетов, уполномоченный Нарком проса по социальному обеспечению студентов, представители студентов.

В1921г.на полигоне первокурсники проходили практики (продолжительностью от 8 до 20 дней) по геологии, геоморфологии и почвоведению, ботанике и зоологии, не инструментальной метеорологии, фотографии и рисованию. Основной целью этих занятий было освоение методических приемов. В практических занятиях второго курса значительно усиливался исследовательский элемент, направленность на более глубокое познание изучаемого предмета. Проводились практики по ботанической географии, топографии (с мензульной съемкой в течение 1 месяца), метеорологии (включая инструментальные наблюдения), геоморфологии (маршрутная и площадная съемка, дальние экскурсии по востоку Петроградской губернии). По воспоминаниям К. К. Маркова [3], И. И. Бабкова (рукопись) идругих, особой популярностью пользовалась геоморфологическая практика. Полевые экскурсии, продолжительностью до 50 км. в день (!), прекрасно организованные М. М. Тетяевым, увлекали студентов, заставляли думать каждого.

Одновременно с занятиями в поле оборудовались учебно-воспомогательные кабинеты. Интересным начинанием было создание в ходе практики инициативных исследовательских групп из числа студентов для решения той или иной научной проблемы. Учебные практики и научную работу студентов курировала Ученая коллегия Географического института (профессора Я. Х. Эдельштейн, В. В. Сукачев, Н. И. Прохоров, С. С. Неструев и др.), нередко заслушивавшая студенческие отчеты и доклады на своих заседаниях.

В 1925 г. станция, как одно из подразделений Географического института, вошла в состав Ленинградского университета и стала учебно-научной базой географического факультета ЛГУ. В дальнейшем, кроме студентов-географов, саблинской базой стали пользоваться также геологи, геофизики и биологи ЛГУ.

Саблинский полигон стал прекрасной школой для молодых исследователей, где студенты 1920-х - 1930-х гг. занимались не в кабинетах, а в «природной лаборатории». И результаты сказались сразу. Уже летом 1921 г. после саблинской практики в экспедициях участвовало 24 преподавателя и 62 студента Географического института. В последующие годы студенты-географы, прошедшие «Саблинскую школу», участвовали в научных экспедициях Географического института и Геолкома на Кольский полуостров, Новую Землю, Большеземельскую тундру, Южный Урал, Сибирь.

В конце 1930-х гг.. учебно-научная станция в Саблино достигла своего расцвета, здесь имелся постоянный штат обслуживающего персонала (23 человека) и научных сотрудников (19 человек), не считая преподавателей, проводивших учебную практики. В этот период база принимала до 500-600 студентов. Работа отличалась четкостью, хорошей организованностью, чему способствовали новые программы и инструкции и организаторские способности, директора станции С. Ф.Захаровича.

Неотъемлемую часть деятельности Саблинской станции составляла научная работа. На первых этапах исследования были направлены на детальное изучение геолого-географических особенностей осваиваемого полигона. Среди работ 1920-х гг. следует отметить геолого-геоморфологические исследования А. Е. Ферсмана, Н. В. Потуловой, М. М. Тетяева. Последним были составлены первые геоморфологические карты на окрестности ст. Саблино и всю территорию Южного Приладожья. К сожалению, они не были своевременно опубликованы и погибли во время войны. Материалы геолого-геоморфологических исследований полигона были использованы для составления путеводителя геологических экскурсий I Всероссийского геологического съезда в 1922 г. [7], а также для комплексного географического описания и атласа Петроградского края.

В 1930-е гг. Саблинская учебно-научная станция превратилась в важный центр по изучению Северо-Западного региона СССР. Она планировала работы, привлекала ученых для выполнения научных, исследований, выделяла материальные средства на их проведение. Анализ тематики научно-исследовательских работ станции с 1934 но 1939 гг. показал, что исследования проводились по десяти проблемам - гидрологическим, кклиматическим, геоботаническим, геолого-геоморфологическим. В частности, изучались четвертичные отложения и геоморфологическое строение бассейна р.Тосны (С. С. Лапин, И. Н. Гладцин, А. А. Яунпутнинь,О. М. Знаменская), генезис Шапки-Кирсинских камов (Е. В. Рухина, Л. В. Рухин), геология восточной части Ордовикского плато (В. М. Тимофеев, М. Д. Янишевский, Л. Б. Рухин), тектоника и трещиноватость нижнепалеозойских отложений Саблинскогорайона (Г. Д. Селиванов). Г. Д. Селивановым, а затем З. А. Сваричевской велись интересные наблюдения за динамикой отступания водопада на р.Саблинке. Разрабатывалась также методика геоморфологической съемки (Е. В. Рухина), изучалась истрография валунов Тосна-Мгинского водораздела (М. Ф. Хашова), исследовались типовые отличия гляциальных деформаций рельефа от тектонических (И. П. Гладцин). Среди других географических работ следует отметить изучение режима гидрологических объектов гумидной зоны (В. Н. Лебедев), влияния местных, географических факторов на климат (А. А. Каминский), изучение почв Тосненского района (М. И. Рожанец), динамики растительности болот Тосненского района (А. П. Шенников, В. Д. Лопатин). Велись также фенологические и биоклиматические наблюдения (Б. В. Шамраевский). Некоторые результаты этих исследований опубликованы в специальном выпуске трудов Саблинской учебно-научной станции [8-11], а также в других работах [12 и др.]. В дальнейшем предполагалось еще большее расширение исследовательской деятельности: в планах работ станции на 1940-41 гг. значилось около 50 тем.

Начало войны в 1941 г. прервало ход одного из учебных сезонов, и прямо с практики большая часть юношей в первые же дни войны ушла на фронт. С оставшимися студентами практика продолжалась до последнего момента, когда бои шли уже на подступах к городу. Одновременно происходило свертывание кабинетов и отправка материалов в Ленинград. После войны первая практика на полигоне состоялась уже летом 1945 г. База была основательно разрушена и основные тяготы по ее восстановлению и организации работы легли на администрацию географического факультета ЛГУ и директора станции И. А. Волкова. Он руководил станцией более 25 лет и привел ее в надлежащий порядок. Кафедры факультета пересмотрели и уточнили программы практик по 8 дисциплинам (топография, геология, геоморфология, ботаническая география, почвоведение, метеорология, гидрология, фотография); были составлены новые методические руководства. Сокращение числа предметов произошло за счет объединения или ликвидации некоторые видов практик.

Если учебная работа станции после войны продолжалась в прежнем объеме, то научная деятельность была почти полностью прекращена. Из-за отсутствия на базе штата научных и научно-технических работников. К сожалению, силами преподавателей научная работа велась слабо, кроме того, на ряде кафедр профессорский состав практически устранился от непосредственного руководства учебными практиками. Не способствовали проведению научных исследований и изменения окружающей станцию территории: здесь разрастались рабочие поселки Ульяновка и Никольское, строились промышленные предприятия, склады, дороги, земли отводились под огороды и т.п. «Охлаждению» интереса к исследованиям на учебно-научных станциях (это касается и Приладожской УНС) в 1960-х - 1970-х гг. косвенно способствовала и переориентация научной тематики географического факультета и Географо-экономического НИИ ЛГУ (впоследствии НИИ географии ЛГУ) на работы в Центральной Азии и других «дальних» регионах. Положение дел на Саблинском полигоне неоднократно рассматривалось на Ученых советах заинтересованных факультетов, а также в ректорате ЛГУ, однако предлагавшиеся пути активизации научной работы на станции по разным причинам не были реализованы.

В настоящее время практика в Саблино проводится по перечисленным выше дисциплинам (кроме фотографии) со студентами I курса дневного и вечернего отделений, а также со студентами-заочниками II курса. Кроме того, студенты кафедр гидрологии суши и картографии проходят здесь специальную практику. По прежнему базой пользуются геологи, биологи и почвоведы С.-Петербургского университета. Пропускная способность базы сократилась до 250 человек.

Почти 80-летний уникальный опыт Саблинской учебно-научной станции послужил примером для организации стационарных баз и подобных практик в других вузах СССР. А базу практики географического факультета Московского университета в пос.Красновидово первое время называли даже «Подмосковным Саблино». Из студентов, прошедших на берегах Тосны школу полевых исследований и сделавших здесь свои первые научные открытия, можно назвать И. П. Герасимова, С. В. Калесника, К. К. Маркова, И. И. Бабкова, Я. Я. Гаккеля, А. И. Дзенс-Литовского, М. Н. Карбасникова, И. И. Краснова, Н. И. Маккавеева, З. А. Сваричевскую, Н. Н. Соколова и многих других, ставших впоследствии видными учеными-географами. Почти все преподаватели и научные сотрудники нынешних факультета географии и геоэкологии и НИИ географии СПбГУ прошли практики в Саблино.

 

Литература

1.Лукашевич К.Д. Краткий очерк возникновения Высших географических курсов, их деятельность и преобразование в Географический институт // Изв. Геогр. ин-та, 1919, вып. 1.

2. Григорьев А.А. Географический институт в 1919 и 1920 годах // Изв. Геогр. Ин-та, 1921, вып.2.

3. Марков К.К. Воспоминания и размышления географа. М, 1973.

4. Золотницкая Р. Л. К истории основания географических институтов в Петрограде. Их роль в развитии отечественной географии // Изв. Русск. геогр. о-ва. 1998. Т. 130. Вып. 6.

5. Временное положение о Географическом институте в Петрограде // Изв. Геогр. ин-та. 1919, вып.1.

6. Странгвайс Ф. Геологическое описание Санкт-Петербургских окрестностей // Тр. минерал, об-ва в С.- Петербурге. 1830. 4.1.

7. Тетяев М. М. Геологический очерк окрестностей ст. Саблино. Первый всероссийский геологический съезд. Путеводитель геологических экскурсий. Петроград, 1922.

8. Труды Саблинской научно-учебной станции ЛГУ. 1939. Уч. зап. ЛГУ. № 25. Сер. геогр. наук. Вып.1

9. Лапин С. С. Четвертичные отложения района нижнего течения реки Тосны //Тр. Саблинской научно-учебной станции ЛГУ. 1939. Уч. зап. ЛГУ. № 25. Сер. геогр. наук. Вьш.1.

10. Рухина Е. В. Материалы по изучению Шапки-Кирсинских камов Ленинградской обл. Там же.

11. Рухин Л. Б. Об условиях образования некоторых Шапки-Кирсинских камов. Там же.

12. Кузнецов С. С., Селиванов Г. Д. Геологические экскурсии по долине р. Саблинки Ленинградской области. Л. ,1940.

13. Исаченко Г. А. Приладожская учебно-научная станция: итоги и перспективы //Вестник СПбГУ. Сер.7. 1994. Вып. 2 (№ 14).

14. Исаченко Г. А., Резников А. И. Динамика ландшафтов тайги Ссверо-Запада Европейской России. СПб., 1996.

15. Длительные изменения и современное состояние ландшафтов Придадожья /Отв. ред. Г. А. Исаченко. СПб., 1995.  

16. Методические указания по проведению летней практики по ботанической географии и почвоведению. Часть 1. /Отв. ред. И. С.Ильина, И. А.Корчагина. СПб., 1999.

17. Исаченко Г. А. Методы полевых ландшафтных исследований и ландшафтно-экологическое картографирование (курс лекций). СПб., 1998.

 

Отрывок из статьи -

"Роль Учебно-Научных станций в географическом образовании"

Г. А. Исаченко, Т. В. Николаева

1999 г.

 

SpyLOG