Ильин день.

 

 

Въ промежутокъ между весеннимъ и осеннимъ передвижениемъ капорцевъ, станция Молосковицы бываетъ свидетельницею и другаго сорта передвижения народовъ - такъ называемыхъ паломниковъ, собирающихся сюда къ "ильинской" пятнице изъ различныхъ, даже весьма отдаленныхъ местностей. Сотни, тысячи людей, пешкомъ, на лошадяхъ, по грунтовымъ трактамъ, по железной дороге, пробираются къ этой станции, чтобы пойти оттуда, за 12 верстъ, въ село Ильеши, на поклонение деревянному барельефу, изображающему Прасковею-Пятницу, да кстати погулять на открывающейся въ томъ же селе конной ярмарке. Всего собирается тысячъ десять народа. Праздникъ продолжается несколько дней.

"3а три или четыре дня передъ праздникомъ - пишетъ земский врачъ г. Прохоровъ, - народъ толпами стремится на богомолье, и все это время, начиная съ ранняго утра и до поздней ночи, собираются съ молящихся деньги "на подъемъ" иконы. Когда накопится не менее 30 руб. (обыкновенно собирается гораздо более, потому что купцы жертвуютъ единолично рублей по 50), икону ставятъ на тяжелыя, широкия носилки и несутъ въ часовню, отстоящую въ полуверсте отъ села. До собрания надлежащаго количества "подъемныхъ" денегъ, икона стоитъ въ иконостасе, а передъ ней находится чаша съ водой, за ковшичекъ которой кладутся деньги. Въ тоже время на икону вешаютъ браслеты и золотыя украшения и кладутъ на блюдо деньги. Однимъ и темъ же ковшичкомъ пьютъ все, даже сифилитики съ папулами на губахъ. Носилки съ иконой несутъ человекъ 10; въ это же время человекъ 15 или 20 накладываютъ свои руки сверху рукоятокъ и тянутъ книзу, а некоторыя изъ богомолокъ буквально висятъ на рукахъ. Несущимъ икону, конечно, становится тяжело, и они останавливаются, это означаетъ: "Матушка отяжелела, надо служить молебенъ". Собираются вновь деньги, и служится молебенъ... Во все время хода, подъ иконой, наклонясь, проходятъ богомольцы и богомолки, непрерывной толпой по 3 человека въ рядъ. Вначале, около церкви толпа густая, а на середине дороги толпа редеетъ, и въ это время, вплоть до самой часовни, подъ икону протаскиваютъ психически разстроенныхъ женщинъ, которые своими криками и рыданиями заставляютъ толпу думать, что въ нихъ вселился дьяволъ... По приходе въ часовню снова собираютъ деньги и служатъ молебенъ. Передъ часовней поставлена чаша съ водой и ковшикъ, а несколько далее - чанъ съ довольно грязной водой, за питье которой бросаютъ деньги, такъ что на дне чана иногда накапливается порядочная сумма. Влево отъ часовни, на плоскихъ валунахъ, всего въ несколькихъ шагахъ отъ благоразумно незамечающаго ничего духовенства, происходитъ изгнание бесовъ и исцеление отъ многихъ болезней. Поверхность камней неровная, есъ углублениями, куда ковшикомъ наливаютъ воду. Множество богомольцевъ примачиваютъ этой водой язвы, глаза, голову, животъ и пр. Углубления въ камняхъ маленькия, руки у богомольцевъ грязныя и вскоре, на камняхъ образуется какая-то слякоть. Примачиваютъ водою и целуютъ грязные камни все безъ разбора больные. На камняхъ оставляются деньги, обираемыя по мере накопления. Въ одномъ изъ камней дыра более глубокая, вместимостью въ несколько бутылокъ; сюда также наливаютъ воду и, черпая ее руками, моютъ себе лицо. Самымъ чудотворнымъ камнемъ считается наибольший изъ нихъ, на которомъ происходить изгнание бесовъ. Бесовъ изгоняютъ знахарки, раздеваютъ до рубахи истерическихъ женщинъ и кладутъ на мокрый камень, снимаютъ съ нихъ чулки и башмаки, давятъ пальцы рукъ и ногъ, и спрашиваютъ: "Кто тебя испортилъ? Скоро изъ тебя выйдетъ дьяволъ ?" Изгнание продолжается около часа времени. Для ускорения чуда даютъ пить деревянное масло и есть ладонъ. Если женщина прочтетъ вследъ да знахаркой "да воскресиетъ Богъ", она считается выздоровевшей, и слухъ о чуде даетъ еще большие барыши... Рядомъ съ часовней стоитъ чудотворная береза, у которой вся кора обглодана зубами богомольцевъ для исцеления отъ зубной боли. Богомольцы же при этомъ передаютъ одинъ другому следующий разсказъ: "Сидела Прасковея-Пятница подъ березкой на этомъ камне и следы ея тутъ остались, и где ножки она ставила, и где она сидела. Прежде изъ этихъ местъ истекала вода, а теперь, за грехи наши, вода высохла и ее подливаютъ. Подкрался пастушокъ къ Матушке, не зналъ онъ, что она Пятница, и ударилъ ее кнутомъ, - она, матушка, на березу и прыгнула, а онъ въ нее камнемъ пустилъ". При этомъ на камне показываютъ полосу, происшедшую отъ кнута, а на березъ - вросший въ кору камешекъ и два гвоздя съ обрывкомъ бечёвки"...

1892 годъ